Пн-вс: 10:00—20:00 по предварительному звонку
whatsapp telegram vkontakte email

Поделки из бересты: пошаговая инструкция, секреты предков и практическое применение берестяных изделий

Заготовка бересты для поделок

Если вы загорелись идеями поделок из бересты, вам необходимо узнать, как правильно подготовить ее для творчества.

Прежде всего следует помнить, что заготовка материала не должна навредить природе. Лучше собирать бересту с упавших или срубленных деревьев. Рассчитайте примерное количество сырья, потому что неиспользованная кора может испортиться и пропасть.

Сбор ведется в июне. Этот срок колеблется в зависимости от вашего места жительства.

Проще всего собирать бересту листами. На коре делается надрез вдоль ствола длиной от 40 до 70 см. Потом аккуратно отделите кору от ствола, в удачный сезон отслоение происходит с легкостью само по себе.

Для некоторых поделок тех, которые предполагают плетение, бересту нужно собрать лентами. Тогда делайте надрез вдоль ствола длиной 3-4 см, аккуратно отслаивайте кору и снимайте ее по спирали.

Методические рекомендации по работе с берестой

ГАПОУ Новосибирской области «Болотнинский педагогический колледж»

Болотное, 2018

Печатается по решению научно-методического совета

Автор-составитель: Князева Н.А. – преподаватель изобразительного искусства ВКК;

Иваницкая

Рассмотрено и одобрено на заседании учебно — методической комиссии специальности

44.02.03 Педагогика дополнительного образования

Протокол №……. от ………………..201 8 г. Руководитель специальности: Гончарова Е.В.

Методические рекомендации составлены в соответствии с требованиями ФГОС СПО и предназначены для студентов специальности 44.02.03 Педагогика дополнительного образования для ознакомления со спецификой работы с берестой. Рекомендации могут быть использованы студентами и педагогами на аудиторных занятиях УД, ПМ.01, в научной работе, а также во время учебной и производственной практик в учреждениях дополнительного образования.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3

1 Особенности и технология работы с берестой………………………………..6

1.1 Конструктивные элементы простейших изделий из берёсты……………6

1.2 Конструктивные элементы изделий прямоугольной формы……………6

1.3 Виды художественной обработки бересты……………………………….7

1.4 Технология изготовления изделия………………………………………..10

1.4.1 Подготовка материала к работе……………………………………10

1.4.2 Оборудование, инструменты и специальные приспособления для изготовления изделия…………………………………………………10

1.4.3 Этапы изготовления изделия………………………………………..12

1.4.4 Технологические операции выполнения изделия………………….14

2 Особенности проведения занятий по бересте ……………………………….21

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….23

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………….24

ВВЕДЕНИЕ

Идея превращения российского образования и воспитания в важнейший духовно- нравственный фактор развития России отражена в главных положениях, заложенных в образовательной политике государства и отраженных в работе системы дополнительного образования детей, в Концепции развития дополнительного образования детей [2]. Творческие объединения по декоративно-прикладному творчеству организованы в направлениях, отвечающих запросам населения, а также соответствующих по содержанию данному региону. Выполненные изделия могут украшать кабинет, школьный класс, служить в качестве наглядного пособия во время проведения беседы о традиционном народном искусстве, служить красивым декоративным элементом в интерьере ДДЮ или школы, служить предметами для подарков. Наш регион исторически был интересен различными прикладными ремеслами: работой с кожей, мехом, войлоком, изделиями из дерева, лубом. К таким доступным материалом является береста. Береста — наружная часть коры березы, состоящая из отделяемых друг от друга тонких полупрозрачных слоев. Внешние слои обычно окрашены в белый цвет, а внутренний (лицевой) может быть желтым, охристым, коричневым или желто-зеленым. Благодаря замечательным свойствам, а именно: прочности, гибкости, устойчивости к гниению, пластичности, малой плотности, гидро — и термоизоляционности, а главное — доступности и простоте обработки, — берёста еще издавна считалась прекрасным и универсальным материалом для изготовления самых разнообразных предметов домашнего обихода. Важно различать лицевую сторону берёсты и ее долевое направление. Лицевой считается внутренняя сторона, а долевое направление совпадает с продольным направлением характерных черточек (чечевичек) на берёсте, через которые она «дышит». Рекомендуется берёсту снимать с берез диаметром 15–20 см. Подготовка берёсты к работе заключается в шелушении ее внешней стороны вдоль волокон, удалении наростов, расслоении до требуемой толщины, обмере, выкраивании элементов изделий. Для изделий берёсту следует использовать гладкую, ровную, без пороков и дефектов, чечевички на которой не должны быть круглыми.

1 Особенности и технология работы с берестой

1.1 Конструктивные элементы простейших изделий из берёсты

Конструктивные элементы простейших изделий из берёсты таковы (рис.1): — стенки (бортики) одинарные либо двойные (внутренние и внешние лицевой стороной берёсты наружу); — донья цельнокроеные; — ручки берестяные или деревянные; — пояски (ободки, полоски, обручи) для придания изделию прочности и выразительности его формы; — подкладочные полоски из берёсты или лозы; — швы (через край, контурные), для прошивки используются полоски из берёсты, корень можжевельника, ветки рябины и т. д.

Рисунок 1- Шнурки, подвески, браслет

1.2
Конструктивные элементы изделий прямоугольной формы
Конструктивными элементами изделий прямоугольной формы (коробица, миска, стакан) являются цельнокроеные дно и стенки, варьируя размеры этих элементов и их соотношение, на единой технологической основе можно изготовить предметы различной вместимости и соответственно различного назначения (рис.2).

Рисунок 2- Сундучок

1.3 Виды художественной обработки бересты

Плетение

Плетение – способ изготовления изделий из узких полос бересты способом объемного формования путем их полотняного переплетения. Специфика плетения основана на свивании лент между собой, чередуясь через одну с лентами основы — образуется клетчатый узор (рис.3) .

Рисунок 3- Ковш. Плетение из бересты

Применение вида плетения определяется назначением изделия и сложностью его формы, а также материалом, применяемым при этом. Основным видом плетения является косое плетение, ввиду его лучшей технологичности и прочности.

Роспись

Роспись по бересте – нанесение на поверхность изделий красочного рисунка или графического узора при помощи кистей, писчих перьев, других изобразительных средств (рис.4). Расписная береста – один из самых самобытных видов народного искусства. В разных областях России бытовали свои, особые приемы росписи берестяных изделий. Расписывались крышки шкатулок, туесков, отдельные детали бытовых предметов

Рисунок 4- Роспись изделия из бересты

Эскиз росписи может быть как сюжетным, так и декоративным, чаще всего с использованием стилизованных природных форм. Тональность росписи выбирают в зависимости от сложившихся традиций промысла и общей композиции изделия. В зависимости от использованной палитры выделяют виды росписи: полихромная (многоцветная); монохромная (тональная), которая может быть выполнена как в живописной, так и в графической манере.

Резьба

Резьба по бересте – изготовление ажурных полос путем сквозного прорезания рисунка и удаления вырезанных элементов. В этой технике выполняют как несложные геометрические и растительные орнаменты, так и сюжетные композиции.

Резьбу производят при помощи ножей-резаков, ножниц, штампов, просечек. Ажурные полосы, полученные в результате вырезания элементов, используют для украшения утилитарных предметов, а также оформляют в виде самостоятельных художественных произведений. Технология прорезания обусловлена твёрдостью руки, качеством материала и качеством инструмента.

Часто узор накладывают на фон из фольги, ярко окрашенной бумаги или бересты различных оттенков. Резная береста не лакируется, она должна сохранять свой естественный цвет (рис. 5).

Рисунок 5- Резьба по бересте

Аппликация

Аппликация – относительно новый способ художественной обработки бересты. Он заключается в наклеивании отдельных деталей, вырезанных из слоеной бересты различных цветовых оттенков и фактуры на декорируемую поверхность в соответствии с эскизом композиции. Эта техника проста и доступна. Характерные для окраски бересты оттенки золотисто-медовых, приглушенных красновато-коричневых тонов великолепно гармонируют между собой. Эти особенность бересты можно использовать при выполнении различных картин и панно методом интарсии, то есть подбором пластинок бересты, отличающихся друг от друга цветом и текстурой.

Одна из главных задач – поиск выразительных сочетаний цветовых пятен. Способом аппликации украшают поверхность утилитарные предметов, а также изготавливают самостоятельные сюжетные композиции сувенирного типа.

Для выполнения аппликации бересту сортируют по цвету. Подбирают кусочки разного тона. Для аппликации разрабатывают достаточно стилизованный эскиз с четкими границами деления участков. На рабочем эскизе желательно пометить направление чечевичек в каждой детали. А также отметить особенности фактуры. Цветовое деление можно пометить пятнами одного цвета, но различной насыщенности

Очень красивы ажурные аппликации из натуральной или окрашенной черной тушью бересты (рис.6).

Рисунок 6- Аппликация из бересты

1.4 Технологии изготовления изделия

1.4.1 Подготовка материала к работе

Для изделий береста должна быть плотной, слоистой и эластичной, поэтому она снимается с берез, произрастающих в смешанном лесу. Возраст берез — не менее пятнадцати лет. На стволе делаются надрезы сверху вниз. Ширина пласта для изделий — 60-70 см, а длина пласта – окружность ствола.

Нарезанные пласты продерживаются неделю в тени до начала скручивания, затем скатываются в рулоны, светлой стороной наружу.

1.4.2 Оборудование, инструменты и специальные приспособления для изготовления изделия

Для работы с берестой в зависимости от вида изготавливаемых изделий требуются следующие инструменты, материалы и приспособления (рис.7)

Рисунок 7- Инструменты для работы с берестой

Ножи

– основные инструменты в работе с берестой. Для работы требуется не один, а целый набор разных по размеру и назначению ножей: нож-резак с длинной рукояткой и острым кончиком, заточенный на одну сторону; небольшой нож с изогнутым лезвием необходим для отделения от бересты верхнего слоя; нож-косяк с коротким прямым лезвием для разрезания бересты, срезания выступающих краев, торцов деталей изделия.

Ножницы:

маленькие ножницы с тонкими, узкими лезвиями требуются для вырезания из бересты мелких декоративных деталей, заготовки ленточек; ножницы типа портняжных незаменимы при раскрое бересты и вырезании из картона выкроек деталей

Шилья:

шило слегка притупленное и отшлифованное необходимо для выполнения рисунков на бересте, для разметки по бересте; шило сапожное с квадратным сечением – для прокалывания отверстий при сшивании изделий из бересты. Иглы служат для сшивания деталей изделия лентой.

Коточик (кочедыг

) – металлический выгнутый стержень с плоской поверхностью, плоское шило с крючкообразным изгибом применяемое при плетении. Линейки металлические разной длины, транспортир.

Циркули:

чертежный и измерительный с двумя иглами на концах. С помощью измерительного циркуля отмечается высота орнамента на декоративном бордюре, и проводятся чуть заметные линии разметки

Наждачная бумага,

как крупнозернистая, так и мелкозернистая требуется для некоторых этапов обработки бересты, а также для заточки резцов.

Пинцет

– для работы с кусочками берестяных лент в труднодоступных местах во время плетения изделий.

Зажимы

– при работе не дают расплетаться лентам и помогают при создании изделий из пластовой бересты. Для этих целей используют канцелярские скрепки, бельевые прищепки, зажимы типа «крокодил».

Ленторез

служит для нарезания берестяных лент разной ширины и состоит из двух деревянных пластин и металлического лезвия.

Шаблон

– готовый образец, по которому изготавливают изделие.

Очень важно выполнять шаблоны, ободки и оправы точно по указанным размерам, соответствующим количеству и ширине ленточек.

Клей типа БФ-6

(медицинский), «Момент», «Мастер», ПВА и др. может потребоваться для крепления лент, при обработке ручек и ободков, а также при изготовлении туесков. При изготовлении берестяной посуды, которая предполагает контакт с пищевыми продуктами, рекомендуется использовать клей БФ-6, так как он совершенно безопасен. Клей БФ-6 – один из немногих нетоксичных клеящих составов.

Атласная лента

шириной не более 6 мм служит как оплетка для скрепления деталей изделия.

Инструменты для выполнения орнаментов – резцы, пробойники, чеканы. Резцы требуются для выполнения прорезного орнамента. Форма режущей кромки у каждого резца разная: прямая, изогнутая, овальная и т.д. Эти инструменты значительно упрощают процесс нанесения на бересту одинаковых элементов орнамента.

Пробойники различных диаметров

незаменимы при создании стандартных просечных фигур в работе с прорезной берестой и аккуратных отверстий для соединения деталей с помощью оплетки.

Чеканы

– выполнены из металла, кости, дерева с плотной древесиной и несущие на себе однотипный рисунок. При помощи чеканов разной формы поверхность бересты украшается тиснением (чеканкой). Чем разнообразнее профили чеканов, тем выразительнее будет композиция орнамента (рис.8) .

Рисунок 8- Чеканы

1.4.3 Этапы изготовления изделия

Приемы выполнения изделия

В процессе изготовления, например, кружки для чаепития используются основные приемы работы с берестой:

-подготовка бересты к работе; подготовка шаблона;

-изготовление из двух – трех слоев бересты корпуса, донышка и крышки;

-выкраивание и наклеивание декоративного слоя.

Для создания прорезного орнамента на подготовленной полоске бересты нужно отметить область его размещения острием циркуля или карандашом, наметить рисунок, затем выполнять узор. Одинаковые и многократно повторяющиеся прорезные элементы – просечки – выполняются резцом, а аккуратные отверстия – пробойником. Чтобы легче было производить резьбу, и не тупился инструмент, под бересту можно подложить доску из дерева мягкого сорта.

Прорезать орнамент нужно неторопливо, начиная с левого конца полоски и двигаясь к правому. При резьбе очень важно соблюдать осторожность и работать резцом точно по рисунку, иначе из него выпадет фрагмент – и работа будет испорчена. Лишь опытные мастера могут безошибочно вырезать орнамент без предварительной разметки рисунка. После завершения работы следует удалить из полоски высеченные элементы.

Прорезную резьбу нередко сочетают с тиснением, для которого используют чеканы. Это в значительной степени обогатит общее впечатление от орнамента, придав ему объем. Чтобы орнамент или рисунок отпечатался четко и красиво, тиснение наносится на нагретый материал, на бархатистую поверхность бересты. Способ, который используется, называется графическим линейным тиснением.

Прорезной орнамент – это плод фантазии и творчества мастера как художника. Он может быть геометрическим или растительным, традиционным или современным, незамысловатым или, наоборот, хитросплетенным и абстрактным.

У каждого мастера всегда найдется что-нибудь новое, удачно дополняющее существующую палитру образцов декорирования берестяных изделий.

1.4.4 Технологические операции выполнения набора

Технология изготовления всех предметов примерно одинакова , все описанные операции универсальны. Так , например, технология выполнения берестяного набора для чаепития состоит из восьми операций.

1. Подготовка материалов к работе

2. Изготовление заварочного чайника

Последовательность такова.

*Подготовка
корпуса чайника.
Для корпуса чайника было подготовлено 3 детали: одна для внутреннего (первого) слоя, одна для окрашенной подложки (второго слоя) и одна для внешнего слоя (третьего). Сначала надо нанести морилку на средний слой. Дать ей просохнуть в течение 15 мин. В это время заняться нанесением резного рисунка на внешний слой корпуса чайника. Затем выбранный рисунок (или трафарет) приложить к бересте и шилом аккуратно обвести рисунок, не сильно надавливая на него, чтобы на бересте остался контур. Теперь прорезать бересту насквозь по линиям орнамента, используя резцы по бересте разной конфигурации и нанести тиснение с помощью чеканов. При выполнении орнамента использовать подрезную доску.

*Подготовка
носика
.

Основой носика служит картонная трубка подходящего диаметра. На внешнем слое выполнить резной рисунок. Затем картонную основу оклеить сначала окрашенным слоем, а сверху – резным.

*Подготовка
ручки
.

Для ручки было подготовлено 3 детали: одна для внутреннего (первого) слоя, одна для окрашенной подложки (второго слоя) и одна для внешнего слоя (третьего). Склеить две заготовки ручки (первый и второй слои) между собой изнаночными сторонами друг к другу. Дать просохнуть. На внешнем слое выполнить резной рисунок. Затем внешний слой наклеить на окрашенную сторону склеенной заготовки. Фигурные края ручки выполнить резцом подходящего размера.

*Подготовка донышка.

Склеить две заготовки донышка между собой изнаночными сторонами друг к другу. Положить под пресс. Дать просохнуть. Затем с помощью шила проколоть отверстия по периметру донышка шкатулки по количеству отверстий в нижней части корпуса чайника (на расстоянии 8 мм от края).

*Собрать корпус чайника

в такой последовательности: окрашенную деталь склеить в форме усеченного конуса. Для этого истончить ножом два края бересты и смазать клеем места нахлеста сторон: у одного края снаружи, у другого изнутри, прижать и дать просохнуть 15 мин. Затем приклеить носик. Сверху надеть резной слой и склеить в форме усеченного конуса. На место склейки пришить ручку с помощью атласной ленты.

*Изготовление
крышки.
Когда чайник готов, переходим кизготовлению крышки. Для верха крышки было подготовлено 3 детали: для внутреннего, среднего (окрашенного) и внешнего слоя. Украсить внешний слой крышки прорезным орнаментом с помощью резцов по бересте разной конфигурации и нанести тиснение.

*Прикрепить ручку произвольной формы.

Разработка технологической карты для изготовления заварочного чайника (рис.9 )

нож, канцелярский нож, ножницы, линейка, измеритель

морилка, шило

Подготовка корпуса чайника

резцы по бересте, чеканы, канцелярский нож, ножницы, шило, линейка, набор пробойников, молоток, измеритель, клей «Момент 88», морилка, подрезная доска

Подготовка носика

резцы по бересте, чеканы, канцелярский нож, ножницы, шило, линейка, набор пробойников, молоток, измеритель, клей «Момент 88», морилка, подрезная доска

Подготовка ручки

резцы по бересте, чеканы, канцелярский нож, ножницы, шило, линейка, набор пробойников, молоток, измеритель, клей «Момент 88», морилка, подрезная доска

Подготовка донышка

канцелярский нож, ножницы, шило, линейка, набор пробойников, молоток, измеритель, клей «Момент 88», подрезная доска

Сборка чайника

резцы по бересте, чеканы, канцелярский нож, ножницы, шило, линейка, набор пробойников, молоток, толстая игла, измеритель, клей «Момент 88», атласная лента, подрезная доска

Изготовление крышки

Резцы по бересте, чеканы, канцелярский нож, ножницы, шило, линейка, набор пробойников, молоток, толстая игла, измеритель, клей «Момент 88», морилка, атласная лента, подрезная доска

Обработка готового изделия

Восковая мастика, щетка

2 Особенности проведения занятий по бересте

При проведении практической работой обучающихся педагог определяет примерный перечень изделий по всем основным технологиям обработки бересты, разбитый на несколько категорий по сложности, то есть надо учитывает возрастной состав групп, способности детей. Самое удивительное свойство бересты, что она легко поддается различным видам обработки, что соответствует возрастным возможностям детей младшего возраста 7-10 лет и обладает достаточным эстетическим и технологическим потенциалом для занятий с детьми старшего возраста 12-14 лет и старше.

Учитывая классификацию изделий по сложности и индивидуальные способности, появилась возможность проведения занятий по обработке бересты при прохождении одной темы в группах с одновременным обучением в них ребят разных возрастных групп, разных лет обучения, разных способностей, что естественно требует высокой квалификации руководителя, как мастера ремесла, так и педагога.

Во время проведения занятий по овладению ремеслом художественной обработки бересты проводится опрос и анкетирование учащихся. Они показывают, что начальная творческая активность и заинтересованность обучающихся на занятиях кружка составляет около 80%. Это объясняется начальной положительной внутренней мотивацией и добровольностью выбора вида занятий. Но в процессе работы, встретившись с необходимостью проявления волевых качеств для преодоления возникающих трудностей, показатель снижается до 40-50%, затем снова повышается. Показатель заинтересованности удается удерживать на уровне 75% и 90 % благодаря использованию методов стимулирования и мотивации

. Как правило, занятия вызывают интерес у детей, как наделённых от природы художественной и технологической смекалкой, так и у не имеющих природных задатков к творческой деятельности, но почувствоваваших потребность в самостоятельном творчестве. Эти факты на практике доказывают необходимость применения
методов развивающих и воздействующих на психические качества личности.
Для творческого объединения составляют программу по работе с берестой, обычно рассчитанную на три года обучения. Для обучающихся первого года обучения

посильно выполнение заданных берестяных изделий под непосредственным руководством педагога с самостоятельной разработкой эскиза декорирования;
для обучающихся второго года обучения
наибольший интерес вызывает копирование изделия- образца с внесением изменений размеров, декора и дополнением элементами и деталями;
для обучающихся третьего года обучения
характерно желание осуществления конструкторской деятельности по трансформации изделия-образца и разработке изделия с использованием различных технологий на базе полученных исполнительских навыков.

В процессе изготовления изделия обучающимися

, наибольшую эффективность в приобретении технологических умений и навыков показывает
стендовый метод с поэтапным показом операций по выполнению подобного изделия и непосредственная помощь педагога при решении возникающих технологических вопросов, а также методы стимулирования и мотивации.
Они способствуют
психическому развитию свойств личности и благоприятно влияют на развитие и поддержку творческого процесса по проектированию и изготовлению изделий
. Для более результативного осуществления творческой проектной деятельности необходимо
изучение основ и законов композиции и художественного конструирования.
Важно создание учебно-методической базы

, включающей в себя разнообразные наглядные учебные пособия, специальную литературу, фотографии изделий, подборку рисунков и орнаментов, подборку изделий-образцов, материалы для технических средств обучения. Учебно-методическая база необходима как для построения эффективной педагогической работы, так и для использования в самостоятельной творческой деятельности ученика.

При изучении художественной обработки бересты наибольшую эффективность художественно-технологического воспитания обучающихся показал метод художественно-эстетического и технологического анализа педагогом и детьми изделия- образца, анализ и оценка
обучающимся спроектированного и выполненного им изделия, коллективное обсуждение творческих работ.
На основе такой оценивающей активности формируется вкус как чувственно-оценочная способность человека. Как показал опыт применения этого метода в кружковой работе, значение его очень велико, так как ребенок, активно анализируя художественные и технологические особенности изделия, и систематически выражая своё суждение, активно упражняет свой художественный вкус, обогащает свои представления о красоте, стремиться к высокому результату собственного труда.
Развитие художественного вкуса, становление творческой личности обеспечивается только в результате умелого педагогического руководства, а не автоматически за счёт участия в творческом процессе.
Анализ ремесленной деятельности мастеров народных промыслов показал, что они чаще всего стремятся сохранить традиционность использования материала, форму предмета, технологию изготовления, а дети, получившие определённые навыки обработки бересты, всегда стремятся к конструированию по собственному замыслу, хотя суть возникающих технических и художественно-декоративных задач ребенку бывает трудно сформулировать.

Трудности в определении оптимального варианта достижения намеченной цели приводят ребёнка к нежеланию заниматься поиском новых оригинальных технологических и художественных решений и поэтому необходимо помочь ему овладеть знаниями об основных принципах художественного конструирования.

Активизация деятельности детей и их сознательного подхода к решению возникающих творческих проблем стимулирует становление таких качеств творческой личности, как воображение, художественный вкус, умение самостоятельно разрабатывать программу своих действий и реализовывать ее, способность к творчеству.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Обработка бересты, как и каждая разновидность народного ремесла, представляет собой целостную художественную систему, неразрывно связанную с национальной культурой и местными традициями. Обращение к народному искусству позволяет унаследовать его основы, развивать интерес к культуре народа, а так же способствовать сохранению и развитию его традиций.

То, что мы видим в музеях, — лишь малая часть материальной культуры предков. Но даже эта малая частичка дает представление о том, как жили наши предки, как умело работали с природными материалами, как бережно относились к природе. Любая частичка природы способна принести радость творчества и пользу, особенно для детей.

Образование – это то, что остается в человеке после обучения, что дает ему равновесие, устойчивость, гармонию с миром и обществом. В современных условиях на дополнительном образовании лежит особая роль, так как оно социально востребовано и является объектом постоянного внимания и поддержки со стороны общества и государства, как один из определяющих факторов развития склонностей, способностей и интересов, социального и профессионального самоопределения детей и молодежи.

Через самостоятельную практическую деятельность происходит укрепление связей ребенка с природой и культурой, трудом и искусством; занятия расширяют кругозор, способствуют гармоническому развитию, развивают трудовые умения и навыки.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 23.07.2013) «Об образовании в Российской Федерации».
  2. Распоряжение правительства РФ от 4 сентября 2014 г. № 1726-р . М.: Концепция развития дополнительного образования детей.
  3. Арнина, Н.Л. Уроки прекрасного. – М., 2003.
  4. Барадулин, В.А. Сельскому учителю о народных промыслах: пособие для учителей. – М.: Просвещение, 1979.
  5. Белякова, Н.Е. Изделия из бересты: практ. пособие. – СПб.: КОРОНА принт, 2000.
  6. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. Психологический очерк: Книга для учителя. – М.: Просвещение, 1999.
  7. Гукасова, А.М. Внеклассная работа по труду. Работа с разными материалами: пособие для учителей. / сост. А. М. Гукасова ; авт.: Аавик Х. и др. – М.: Просвещение, 2006.
  8. Гукасова, А.М. Рукоделие в начальных классах: книга для учителя по внеклас. работе / А.М. Гукасова, Е.И. Мишарева, И.С. Могилевская и др. — М.: Просвещение, 2005.
  9. Дубровская, Н.В. Аппликация из бересты. – М.: АСТ; СПб ООО «Сова», 2008.
  10. Загребаева, Л.В. Плетение из соломки, бересты и лозы. – Минск: «Миринда», 1999.
  11. Каплан, Н.И. Народные художественные промыслы: учебное пособие / Н.И. Каплан, Т.Б. Митлянская – М.: Просвещение. 1980.
  12. Клевцов, В.И. Плетение из бересты: 50 полез. изделий. – СПб.: Лениздат, 1996.
  13. ​ Кочев, М. С. Секреты бересты. – М.: Профиздат, 2009.
  14. Локрина, Т. Школа флористики: композиции с берестой. – М.: Ниола 21 век, 2005.
  15. Луканский, Э.П. Сотвори радость. – Минск: Полымя, 1997.
  16. ​ Махнюк, В.Г. Береста: Техника. Приемы. Изделия: энциклопедия. – М.: АСТ-Пресс, 2009.
  17. Назарова, В.И. Плетение: береста, соломка, тростник, лоза и другие материалы. – М.: РИПОЛ классик, 2011.

Хранение и подготовки бересты

Сохранить бересту годной для изделия помогут простые советы.

  • пространство для хранения должно быть сухим и хорошо вентилироваться;
  • на свету береста теряет цвет, выгорает, поэтому место для нее выбирают темное;
  • тонкие ленты скручивают в моток белой стороной наружу;
  • между листами должна находиться прослойка, например, картон, а сверху их прижимают чем-нибудь тяжелым.

Обработку бересты для поделок начинают с очистки. Стряхивают пыль с желтой стороны и снимают грязь с другой, можно для этого использовать наждачную бумагу.

Следующий этап: расслаивание. Бересту делят на слои необходимой толщины. Если материал старый или кора толстая, его нужно размочить в солевом растворе в течение 2-3 суток. После этого она просушивается под грузом.

Береста-картины, роспись, резьба

Самым древним, а потому самым используемым материалом для картин и других художественных изделий является береста. Прочность, доступность, лёгкость в обработке сделали её популярным материалом в народном творчестве. Она, если присмотреться, декоративна сама по себе. Поэтому, наверное, она обрела такую популярность среди народных умельцев.

Картины на бересте

Её сбор производят обычно весной, надрезая кору спиленных деревьев диаметром не меньше двадцати сантиметров. Также поступают в такой ситуации, когда ствол лежит. И в том и в другом случае, по возможности, её снимают кольцами, не разрезая её вдоль. Наросты и другие неровности для картин на бересте лучше сохранить. Они придадут картине из бересты неповторимость и колоритность.

После её необходимо запарить и разделить руками на несколько слоёв. Сушат её сложив стопкой и положив между листами газеты. Для подобных картин береста является фоном, на котором будет основное изображение — роспись. Делают его обычно из коры деревьев, высушенных мха, цветов, разной травы, наклеивая на основу при помощи клея ПВА.

При работе с берестой лучше действовать руками, использовать режущий инструмент нужно в тех случаях, где это необходимо. После того, как Вы, нанесли первый рисунок необходимо изделие накрыть оргстеклом, прогладить утюгом, затем нанести следующий слой и снова прижать. Нередко под бересту подкладывают бумагу для общей прочности изделия.

Как обрабатывать бересту для будущей картины смотрите на видио

Роспись бересты

Роспись бересты — древний вид народного творчества. Для росписи изделий из бересты мастера применяли разные приёмы, но цвета росписи были традиционными: красный, жёлтый, зелёный. Коричневый и сине-голубой тоже использовались, но реже.

В наши дни, как и в далёком прошлом, расписываются корзинки, коробки, шкатулки, посуда и ёмкости для хранения продуктов

Так называемые туески для хранения чая, соли, а также сухарницы, конфетницы

Все эти берестяные изделия расписываются растительными мотивами, причудливыми птицами или сценками из жизни людей. На поверхности берестяного изделия расцветают цветы невиданных форм, появляются букеты и дополняют роспись листья и завитки

Подготовка бересты для росписи

Перед тем как расписать изделие из бересты его необходимо подготовить. Подготовка состоит в том чтобы место расположения росписи было ровным, поэтому его грунтуют. В состав грунтовки входит мел и столярный клей Смесь должна быть как густая сметана. Поверхность бересты покрывают слоем грунтовки, наносят её на поверхность тонким слоем и разравнивают шпателем. Потом изделие из бересты сушится при комнатной температуре (6-8 часов), затем обрабатывается наждачной бумагой (мелкой) и окрашивается белилами ( в 2 слоя) и вновь сушится. Теперь береста готова к росписи. Выбранный рисунок наносят на изделие и затем расписывают красками ( гуашь, темпера). Последний этап росписи — лакировка. Роспись лакируют в два слоя, причём каждый слой после нанесения масляного лака просушивают в течение 24 часов

Резьба по бересте

Резьба ещё один способ работы с берестой. Украшением изделий из бересты могут быть простые и сложные композиции; к сложным относятся сцены из жизни людей, зверей и птиц, а к простым — геометрические и растительные орнаменты. Чтобы узор был отчетливо виден на берестяном изделии, его размещают или накладывают на бересту другого (более тёмного или более светлого) оттенка. Так же используется фон из ярко окрашенной бумаги или даже фольги.

Инструменты для резьбы по бересте

Нож-резак — основной инструмент для резьбы по бересте. Другие инструменты, которые не менее важны, например: для разметки рисунка, это — линейка, угольник, циркуль, шильце. Весь процесс резьбы по бересте проходит на специальной дощечке чтобы не испортить поверхность стола. Весь процесс изготовления берестяных изделий состоит из трёх этапов: изготовление заготовок, изготовление орнамента и монтаж (соединение резного узора с поверхностью берестяного изделия.

Изготовление заготовок из бересты для резьбы

Чтобы приготовить заготовку для резьбы, бересту нужно очень хорошо очистить с двух сторон и расслоить (оптимальная толщина заготовки 2мм). Если береста очень сухая , её можно распарить в горячей воде. Замочить в горячую воду и подержать в воде часа 3-4. После такой бани береста должна хорошо разбираться на слои. Если все-таки слой плохо отлипает один от другого, то можно помочь деревянным ножом. Это удобно и можно не боятся повредить бересту

Теперь береста нарезается на полоски нужного размера

Изготовление рисунка для резьбы

Для нанесения рисунка используются шаблоны. Ведь если рисунок повторяется в орнаменте, то проще изготовить шаблон и уже по шаблону наносить рисунок на заготовку.

Резьба обычно выполняется на подкладочной ровной и ошкуренной дощечке (чтобы не порвать бересту ведь она всего 2мм толщиной). И вообще это удобно. После нанесения на заготовку рисунка, сначала режут кайму, а уже потом можно приступить и к центральной части рисунка. После того как основной узор вырезан нужно нашу резьбу оживить — заняться прорезкой. Это значит сделать прорези на ягодах, прожилки на листиках и тому подобное. Резьба по бересте дополняется гравировкой и тиснением. Резная береста должна сохранять свой естественный цвет, то есть она не лакируется

Монтаж готового изделия из бересты

Готовая берестяная полоска с прорезным узором соединяется с поверхностью изделия

.

Берестяной кузовок своими руками

Вашему вниманию предлагается мастер класс по созданию берестяного кузовка для начинающих. Стоит отметить, что, хотя изделие способен создать неопытный ремесленник, на это придется выделить несколько часов.

Предполагается, что материал в наличии и подготовлен к работе.

  • Что значит для мужчины меч?
  • Разнообразные насадки для гравера на любой вкус и цвет

  • Натюрморт с розами будет радовать дольше, чем живые цветы

Используйте берестяной лист нужного вам размера. Предположим его величина 40Х30 см. Подготовьте тонкие ленты для «шитья» изделия. Их длины должно хватить, чтобы соединить края кузовка. Толщину делайте примерно 0,5-0,7 см.

Сверните лист, наложив края друг на друга, и зафиксируйте их, например, канцелярскими зажимами или крупными скрепками. На краях, которые наложены друг на друга, сделайте отверстия.

Используйте канцелярский нож или шило. Чтобы кузовок получился красивым и аккуратным, заранее отметьте места отверстий.

«Сшейте» цилиндр, используя приготовленные ранее ленточки из бересты. Зажимы теперь можно убрать. На тубе отметьте уровень дна в 10 см. Разрежьте бересту на 4 части до этой отметки на равном расстоянии друг от друга. Загните детали дна друг на друга и «сшейте» при помощи тонкой ленты.

Кузовок готов. Его можно украсить кусочками бересты другого цвета и приделать ручку, если необходимо. На фото вы видите поделку из бересты в готовом виде.

  • Допп комплект. Кожаное произведение искусства.
  • Выбор кирпича свой жизни
  • Обувь для жизни своими руками

В сети существует много идей и инструкций для поделок из бересты. Пользуйтесь ими или придумывайте свои варианты. Ваше творчество точно никого не оставит равнодушным!

Идем в лес по ягоды

Если вы увлеклись созданием поделок из бересты, то этот мастер-класс вам понравится. Уровень мастерства – начальный, но придется повозиться с кузовком для ягод и не один час.

Многие рукодельницы делают картины из бересты своими руками. Но это очень просто. Вам нужно только разрисовать эскиз и наклеить отдельные берестяные ленты и кусочки на поле, подбирая соответствующий цвет. Мы же остановимся на создании кузовка для ягод. Берестяная посуда славилась своей прочностью, износостойкостью и красотой еще с древних времен.

Необходимые материалы:

  • берестяное полотно;
  • отдельные берестяные ленты контрастного цвета;
  • плоская отвертка;
  • карандаш;
  • линейка;
  • ножницы или канцелярский нож;
  • шило.

Фото поделок из бересты

  • DIY – место для Самоделкиных.

  • За уникальными корягами и камушками на велосипеде.

  • Монеты в Бравл Старс

Как снять бересту

Заготовка бересты сопровождается рядом особенностей, которые необходимо соблюдать, чтобы не навредить природе и самому себе, а также рационально заготовить сырье для производства. Ведь не стоит забывать, что от срока хранения зависят свойства бересты (со временем ухудшаются), поэтому не стоит брать больше, чем сможешь израсходовать до следующего периода сбора. Заготовка бересты производится в местах планирующейся валки леса и по предварительной договорённости с местными лесными хозяйствами. Такая работа с берестой в берёзовом бору может сильно навредить деревьям, да и просто испортить их внешний вид. Поэтому заготовка бересты запрещена в парках и близ жилых селений, если не планируется законное спиливание леса.

Сроки заготовки бересты зависят от географического положения и особенностей местности. Так, в Вологодской и Архангельской областях период может начинаться с середины июня и продолжаться месяц, чаще всего, или немного дольше.

Перед планированием похода за материалом необходимо сделать пробные «вылазки», чтобы определить, как хорошо отделяется береста от луба. Такие проверки можно начинать делать в разных местах уже с начала июня.

На Земле произрастает примерно сто двадцать видов берез. Из них около сорока встречается на территории нашей страны. Самая распространенная – береза повислая (или бородавчатая), вырастающая до 20 м и живущая приблизительно 120 лет.

Как и всякое дерево, береза покрыта корой, но корой не обычной, а состоящей из многочисленных тонких и одновременно прочных, очень эластичных, гладких слоев, которые легко отделяются один от другого (верхний эластичный слой березовой коры и называется берестой). С каждым сезоном количество слоев увеличивается, кора постепенно становится все толще. По их числу, как по годичным кольцам, можно установить возраст дерева.

Наружные слои березы повислой, как правило, бывают белыми и могут отличаться от других пород лишь его оттенками. Белый цвет коры отражает солнечные лучи и не дает стволу перегреваться в жаркие летние месяцы. Внутренние слои (те, что обращены к лубу) имеют разный цвет, который варьируется от желтоватого до темно-коричневого. Наружные шелушащиеся слои – это изнаночная сторона бересты. В изделиях береста обращена к нам более прочными и красивыми внутренними слоями, которые поэтому называют лицевой стороной.

Береста по свои качествам бывает разной. По наблюдениям специалистов-берестянников, качество ее зависит: от возраста дерева, от местности, где растет береза, от здоровья березы.

На молодых березках (3-4 лет) бересты совсем не бывает. На березах 15-25 лет береста тонкая, чистая и мягкая. На очень старых березах и близ комля береста бывает с наростами, трещинами и темными черточками. Лучшая береста — на средних березах, толщиной 75-100 см в обхвате.

С берез, растущих на слишком сырых, болотистых местах, береста получается непрочная, с шероховатостями, с множеством мелких и крупных черточек.

На открытых солнечных местах береста малорастяжима, непрочна. Лучше взять бересту с берез, растущих на умеренно влажных местах, в умеренно тенистых лесах.

Березы, пораженные болезнями, насекомыми, грибами, дают очень плохую бересту. Хороший материал дают совершенно здоровые деревья, и при этом береста должна быть снята на некоторой высоте от земли.

Бересту с деревьев снимают различными способами в зависимости от назначения: узккими лентами, листами или пластинами, сколотнями.

Возраст березы для снятия бересты 20-40 лет.

Издавна работа с бересттой занимала ведущее место в народных ремеслах народов севера России. Сохранились предметы, относящиеся к X-XVII векам. На бересте писали, из нее делали легкую и удобную обувь (лапти), посуди, игрушки и украшения. Особенно широко было распространено берестяное ремесло на европейской территории России: в Вологодской, Новгородской, Архангельской областях, в Великом Устюге.

И в наше время по воскресным и праздничным дням на рынках можно познакомиться с богатым и самобытным искусством мастеров, купить домотканые дорожки, вышитые цветным узором полотенца, изделия из дерева, но главное бересту: плетеные короба, корзины, лапти, солонки, игрушки, гирлянды бус, вазы, туеса, набирухи из коры берез.

Бересту заготавливают в разные сроки в зависимости от климатической зоны (в средней полосе — в мае-июне), для чего необходимо получить разрешение лесного хозяйства или лесничего. Заготовка бересты — занятие трудоемкое, требующее большой физической нагрузки, т.к. нередко приходится делать большие пешие переходы.

В народе бытуют приметы для начала заготовки бересты: когда появятся первые комары; когда первый гром прогремит; когда листочки на березе станут размером с пятикопеечную монету. Самая лучшая береста — ровная, с красивым рисунком узкими полосками, что наблюдается у одной из наиболее распространенной разновидности — березы пушистой. Растет она на большей части территоии нашей страны. Своеобразная особенность березу пушистой, позволяющая легко отличать ее от другого вида — березы бородавчатой, — это мелкий густой пушок, покрывающий молодые побеги и листья. Береза пушистая образует второй ярус в сосновых или редких еловых лесах и встречается в местах низменных и пойменных, заливаемых в весеннюю пору водой.

Самую крепкую и плотную бересту дают березы, выросшие на сухих и каменистых почвах. У деревьев же, растущих на торфяниках и болотах, кора ломкая, с сучками, ее поверхность неровная и как бы изъеденная жучком.

Лучше брать бересту на вырубке леса, например, где прокладывают дорогу. Со спиленного или срубленного дерева можно легко снять бересту не только с нижней, но и с верхней части ствола. На большой вырубке материал запасают на многие годы. Береста должна быть гладкой, гладкой, без болезненных утолщений и наплывов. Лучшую бересту — плотную, слоистую и эластичную — получают с берез, произрастающих в смешанных лесах. Совсем не пригоден к работе материал, взятый в болотистых местах.

Белоснежная береста снимается легко, для чего надо только слегка надрезать ствол сверху вниз, не делая горизонтального надреза. Ширина пласта может быть 35-40 см, а длина — в соотвествии с диаметром дерева.

Инструментом для снятия бересты служит обыкновенный острый нож. Для заготовки пластовой бересты на стволе делают горизонтальные надрезы, для заготовки ленты (лыка) — спиральные вокруг ствола. Если нужны большие и цельные куски, то бересту надо снимать соспиленных деревьев, диаметром не менее 20 см, по возможности выбирая участки гладкие и без сучков.

Всю наружную (белую) сторону коры зачищают с помощью ножа или шкурки и освобождают от грязи и наросших грибков и мха. Внутреннюю сторону освобождают от остатков пористой коричневой коры и протирают влажной тряпкой. Для изготовления больших изделий подходит и толстая береста. Для мелких же — толстую бересту распаривают и расслаивают на два-три слоя руками, без дополнительных инструментов. Работу надо производить аккуратно, не торопясь. Молодую и свежеснятую бересту можно не парить, а лишь чуть смочить водой.

Бересту, снятую любым из перечисленных способов, необходимо просушить и хранить в сухом , затемненном и прохладном месте. Пластовую бересту больших размеров лучше хранить под грузом, уложив пласты друг на друга.

Берестяные пласты хорошо окрашиваются анилиновыми красителями. Сначала из бересты вытягивают дубильные вещества. Для этого ее замачивают в мыльном растворе или в растворе пищевой соды. Затем бересту закладывают в горячий раствор с красителем на 2-3 часа, в зависимости от задуманного тона. Для просушки окрашенную бересту крепят к веревочке, зацепив кончик листа канцелярскими скрепками или прищепками для белья. Не следует ждать, когда она полностью высохнет, работать лучше все-таки с слегка влажной берестой. Если нужно выпрямить бересту, то тонкие пласты можно просто прогладить утюгом.

Очень красив цвет и некрашеной бересты, покрытой бесцветным спиртовым лаком, который предварительно подогревают и наносят мягкой волосяной кисточкой.

Режут по бересте кончиком очень хорошо заточенного ножа, бритвой или ножницами. В местах закруглений следует пользоваться маленькими ножницами с закругленными концами, а для вырезания отверстий, наоборот — с острыми концами или ножом. Повторяющиеся кружочки можно пробивать пробойником.

Чтобы береста лучше крепилась к основе, например к толстому картону или к другому куску бересты, на них нужно приклеить тонкую бумагу и только потом вырезать рисунок. Клеить лучше жидким столярным клеем или ПВА. При использовании клея ПВА желательно приклеенную бересту потом прогладить через плотную бумагу не очень горячим утюгом.

В любом случае склеенное изделие или его части для предотвращения скручивания и деформации бересты следует поместить на некоторое время под пресс для выравнивания.

Дерево для снятия бересты выбирают в зависимости от творческих задумок. Для мелких изделий требуется тонкий, мягкий материал: его берут с молодых берез небольшого диаметра. Но в любом случае возраст дерева должен быть не менее 15 лет.

Нарезав бересту пластами, ее держат в тени. огда береста начнет закруиваться, ее скатывают в рулоны, последовательно наматывая пласты светлой стороной наружу. При этом следует совмещать концы пластов, прижимая верхним слоем нижний, чтобы при высыхании они не закрчивались.

Смотав в рулон 8-10 пластов (количество зависит от их длины), его заворачивают в бумагу и перевязывают шпагатом или проволокой.

Для изготовления туесков-бураков, в которых можно хранить жидкие или скоропортящиеся продукты, нужна бесшовная внутренняя часть, которую целиком снимают с дерева. Называют ее по-разному — дупле, сколотень или берестяной цилиндр. Такую цельную бесшовную бересту снимают только со спиленных деревьев. Заготовка материала для туесков-бураков представляет особую трудность.

Не всякая береза годится для снятия сколотней. Нужно выбрать ствол с чистой и гладкой поверхностю, без наплывов и трещин. Ствол распиливают, затем удаляют участки с сучьями, на ровных частях делают кольцевые надрезы и ри помощи тонкого клина-щупа или толстой стальной проволоки понемногу отделяют бересту. Затем ее сдергивают и получают цельный цилиндрический сколотень.

Сколотни снимают одновременно с двух концов, начиная с тонкого конца ствола. Снятые сколотни также протирают тряпкой.

Заготовка бересты с погибших деревьев В лесу часто можно встретить упавшие березы, у которых сгнила древесина, а береста осталась целой, или сухостойные березы, поврежденные грибом-трутовиком. У таких берез береста отделяется легко в любое время года. Внутренний слой ее имеет различные оттенки красно-коричневого цвета и используется для украшения изделий.

Техника безопасности Находясь в лесу, надо быть предельно внимательным. Нельзя появляться на делянке во время вырубки леса — это очень опасно. Пользоваться ножом следует умело и осторожно. Коллективный выезд на заготову бересты проводят только под руководством педагога. При себе необходимо иметь аптечку для оказания первой доврачебной помощи.

Панно из бересты детскими руками для подарка бабушке

Дети любят бабушек не меньше матери либо отца, потому будут очень стараться угодить важному человеку. В итоге изготовленное панно, может, стать отличным украшением либо семейной реликвией. В любом случае ребенок не скоро забудет о своей поделки из бересты, поскольку процесс изготовления гарантирует много эмоций. Что используется для работы:

  • Мелкие кусочки берёзовой коры;
  • Плотная версия картона;
  • Карандаш;
  • Качественные ножницы;
  • Бумага;
  • Подходящий клей;
  • Бусинки из дерева;
  • Салфетки;
  • Кисточка.

Подробные этапы изготовления:

  1. На картон наносится клей ПВА. Насыпается мелкая березовая кора. Для этого она специально перетирается. Необходимо дождаться полного высыхания. Очищаются лишни элементы. Фон заготовки панно — готов;
  2. Необходимо следовать, использующейся схеме, примеру либо создаётся эскиз собственной композиции;
  3. Для этого потребуется карандаш и картон;
  4. В качестве примера можно опираться на рисунок привлекательного цветка, поскольку бабушке должно понравиться;
  5. Берется другой пласт бересты. На нём рисуются элементы поделки. Вырезаются листья, лепестки, сердцевина, стебель цветка;
  6. Они приклеиваются к основной заготовке;
  7. Сначала наклеиваются самые большие элементы, потом по убыванию к наиболее маленьким. Это обеспечивает объёмность поделки из бересты;
  8. В центральную часть цветка приклеивается бусинка. Она создаст очаровательный акцент и добавит оригинальность изделию.

Теперь читатель получил необходимые знания о возможных техниках изготовления поделки из бересты. Как видим к этому процессу можно привлечь детей. Что позволяет сделать данное занятие семейным хобби в свободное время.

Ссылка на основную публикацию
Похожее