Пн-вс: 10:00—20:00 по предварительному звонку
whatsapp telegram vkontakte email

Какие существуют грубые ткани, их свойства и применение

Что нужно знать про плотность

Чтобы правильно подобрать ткань для пошива того или иного изделия, необходимо смотреть не только на ее внешний вид, но и внимательно ознакомиться со всеми свойствами.

Одной из важных характеристик материала является плотность – вес одного квадратного метра, выраженный в граммах. Чем большее количество нитей приходится на единицу площади, тем плотнее будет материал. Имеет значение и толщина нити – чем она меньше, тем легче ткань.

От плотности материала напрямую зависят и другие параметры – гигроскопичность, воздухопроницаемость, износостойкость.

Самая высокая плотность – от 300 до 1000 г/м2 – у искусственной и натуральной кожи, а также у обивочных, портьерных и технических тканей. Ткани для пальто, курток и костюмов имеют плотность от 200 до 400 г/м2. Для сравнения: плотность батиста или шифона – от 50 до 70 г/м2.

Типы тканей

Планируя самостоятельный пошив одежды или лично выбирая полотно, можно ориентироваться на данные, представленные в таблице:

Сырьё Плотность, г/м² Тип материи
хлопок 55–70 батист
80–100 ситец
70–150 поплин
110–142 бязь
от 130 сатин
170–250 жаккард
400 джинсовый материал, ворсовые ткани типа бархат, вельвет
300–900 технические ткани (брезент)
шёлк 25–40 креп-шифон
40–60 шелковый муслин/ шифон
80–90 шёлк/атласный шёлк
110 тафта
25–120 натуральный шёлк
135–140 муслин
25–140 синтетический шёлк
196 крепдешин
230–240 креп-сатин
240 атлас
140–250 искусственный шёлк
200–300 бархат/вельвет
шерсть 150–300 камвольная материя
200–400 суконные ткани
670–690 драп
лён 140 тонкий
400 грубый

Выбор материи для пошива также зависит от сезона. Например, для летней одежды достаточная плотность ткани составляет 60–120 г/м². При этом она будет довольно воздухопроницаемой и лёгкой. На осень-весну выбирают ткани плотностью 100–200 г/м². Они подходят для пошива демисезонных рубашек. Зимой носят изделия из материалов с плотностью 200–300 г/м². Из них принято отшивать тёплые платья, костюмы. Это описание применимо к нательной одежде. Нормальная плотность пальтовой материи 300–600 г/м², костюмной – 200–350.

Свойства трикотажных тканей зависят от типа сырья, которое использовалось при его производстве, и характера плетения нитей. Плотность характеризуется количеством петель, что приходятся на каждые 5 квадратных сантиметров полотна. Трикотаж до 180 г/м² считается лёгким. Яркий пример – кулир, из которого производится летняя одежда, бельё, халаты. Средняя плотность трикотажной материи соответствует 170–300 г/м². Эти обозначения характерны для ластика, из которого изготовляют водолазки и манжеты.

Состав

Плотные ткани изготавливаются как из полностью натурального сырья: льна, хлопка, шерсти, так и с добавлением искусственных или синтетических волокон, наделяющих материал новыми свойствами.

Плотный хлопок в подавляющем большинстве случаев служит для производства домашнего текстиля:

  • пододеяльников, простыней и наволочек;
  • полотенец;
  • покрывал и скатертей;
  • штор и занавесок.

Для изготовления зимней одежды х/б материал не применяется, поскольку не обладает достаточными теплосберегающими качествами. Ткани из 100% льна являются достаточно плотными по природе, а при добавлении к ним синтетических волокон с успехом применяются для обивки и декорирования мягкой мебели. Из льняного плотного полотна шьют подушки, скатерти, портьеры.

Плотная ткань – лучшая защита от холода

Их натуральных волокон изготавливают плотные ткани особого назначения. К ним относятся:

  1. Брезент – чрезвычайно прочное полотно повышенной плотности, проходящее специальную пропитку водоотталкивающими и огнеупорными материалами. Из него делают палатки, тенты, рюкзаки, рукавицы, спецодежду для военных или пожарных.
  2. Мешковина – плотная грубая ткань, получаемая из джутовых или конопляных волокон. Основное применение – упаковка различных товаров, спецодежда. В последние годы стало весьма модным изготавливать из мешковины различные декоративные интерьерные предметы – панно, народных кукол, обереги и т. п.
  3. Холст – плотная льняная ткань с жесткой структурой, без которой не может обойтись ни один художник, работающий с масляными красками.

Помимо этого, существует большое количество плотных тканей, использующихся для изготовления одежды или для бытовых целей.

Обработка низа джинсов

При подгибке низа избавляйтесь от излишков ткани, насколько это возможно, чтобы избежать избыточной толщины. После выполнения боковых швов на штанинах разутюжьте припуски, сильно нажимая утюгом, чтобы раскатать слои ткани. На будущем пересечении швов подрежьте края припусков под углом, чтобы уменьшить толщину подгиба.

Подрезание углов на припусках перед выполнением двойной подгибки

Обычно на джинсах делают двойной подгиб с отстрочкой.

Определив длину будущей штанины, дважды подверните ткань на припуске на подгиб и заутюжьте. Убедитесь, что ширина подгиба одинаковая по всей окружности штанины, например, с помощью линейки для разметки припусков. Сильно прижмите в местах, где проходят швы, соединяющие переднюю и заднюю половинки джинсов, и закрепите края булавками или маленькими прищепками.

В этом примере ширина первого подгиба 1,5 см, ширина второго подгиба 2 см. Перед выполнением шва подгиб фиксируют прищепками

С лицевой стороны подгиба будет видна нижняя нить, поэтому подготовьте шпульку с нитками, которые вы хотите видеть на лице. Обычно в качестве нижней нити используют нитки для отстрочки. Для удобства откройте на машине «свободный рукав». Используйте обычные нитки из полиэстера в качестве верхней нити и иглу для джинсовой ткани размером не менее 100.

Шпулька с намотанной на ней крученой нитью Mettler № 30

Шпулька с намотанной на ней крученой нитью Mettler № 30

Возьмите прижимную лапку, которая облегчит работу, например, лапку с направляющей, позволяющей сохранить расстояние от края по всей окружности штанины.

Выберите прямую строчку, увеличив длину стежка до 3,5 мм. Немного усильте натяжение верхней нити, чтобы нижняя нить была хорошо натянута с лицевой стороны, сделайте пробную строчку на обрезке ткани.

Отрегулировав строчку, положите штанину подгибом под лапку изнанкой вверх. Проложите строчку вдоль верхнего сгиба так, чтобы игла проходила через все слои ткани, образующие подгиб. Обработайте низ второй штанины.

Подгиб прострачивают с изнанки штанины. Здесь шов сделан с помощью системы двойной подачи и прижимной лапки с направляющей

Готовые подгибы: лицо и изнанка

Простой шов вподгибку

Если классический способ обработки низа джинсов создает слишком большую толщину для вашей швейной машины, сделайте простой шов вподгибку.

Чтобы справиться с толстыми слоями ткани, возьмите старую упаковку из-под игл или купите пластину для толстых тканей (пластину для трудных мест). Этот аксессуар позволяет компенсировать разницу между толщинами, в частности, при обработке низа джинсов. Поднимая прижимную лапку, такая пластина помогает машине справиться с разницей в высоте, созданной несколькими слоями ткани.

Обработка низа джинсов

Разные пластины для трудных мест

Когда лапка будет подходить к большой толщине, оставьте иглу внутри ткани, поднимите лапку и положите под нее упаковку из-под игл или пластину. Следите, чтобы прижимная лапка полностью лежала на пластине. Опустите прижимную лапку: теперь она находится на нужной высоте, в устойчивом положении и не подпрыгивает, поэтому шов получается ровным (фото 1). Продолжите шить и уберите пластину, как только лапка перестанет лежать на ее поверхности.

Фото 1

Шитье двойной иглой

Чтобы идеально сделать двойную подшивку подгиба или двойную отстрочку на джинсовой или другой толстой ткани, возьмите специальную двойную иглу для джинсовой ткани 4,0/100. Так вы сделаете двойную отстрочку на джинсовой и любой другой толстой ткани с помощью одной операции (об использовании двойной иглы).

Двойная игла для джинсовой ткани

Задний карман с подгибом края, обработанным двойной иглой и закрепкой

Этот же способ используют, чтобы компенсировать конец утолщения ткани: на пластинах есть отверстие для иглы (фото 2).

Плотные и толстые ткани: обработка джинсовой ткани

Фото 2

Эти швейные техники пригодятся и для множества других материалов.

Разнообразие

Среди всех тканей повышенной плотности наибольшей популярностью пользуются следующие:

  1. Диагональ – ткань в косой рубчик, она идеально подходит для пальто, курток и костюмов.
  2. Молескин – материал с сатиновым переплетением, устойчивый к трению и износу. В основном используется для изготовления рабочей одежды.
  3. Деним – хлопчатобумажная ткань, все джинсы пошиты именно из нее.
  4. Кретон – материал, идущий на обивку диванов, кресел и другой мягкой мебели.
  5. Тафта – очень красивая ткань с богатыми рисунками, подходящая как для нарядных платьев, так и для украшения интерьера.
  6. Бязь – хлопковое полотно, из которого делают простыни, пододеяльники, пеленки, рабочую одежду.

Свойства, присущие материалам с повышенной плотностью, рассмотрим на примере вельвета, байки и дайвинга.

Другие материалы

В состав плотных тканей могут быть включены искусственные и синтетические волокна и нити. Повышенная плотность достигается в основном за счет усиленных переплетений.

Трикотаж также может быть плотным, если изготовлен из толстой пряжи, связан двойным или тройным переплетением, имеет густой ворс, начес или сложный узор. Плотный трикотаж из хлопка называется интерлок. Петли полотна перекрещиваются, что обеспечивает дополнительную плотность и прочность. Это гладкий с обеих сторон материал, с отличными теплоизоляционными и гигроскопическими свойствами. Такой трикотаж почти не тянется, устойчив к износу и деформациям. Его применяют для пошива детской, спортивной, домашней и повседневной одежды.

Футер — трикотаж, также изготавливаемый из хлопка. На его изнаночной стороне есть небольшой начес, лицевая поверхность — гладкая и плотная. Этот трикотаж отличается высокими гигиеническими и эксплуатационными характеристиками. Его используют для детской, домашней и спортивной одежды.

Джерси — трикотаж, раньше изготавливаемый из шерсти или с большим ее включением. Сейчас его делают из самых различных нитей и волокон. Этот трикотаж не мнется, тянется только в ширину. Джерси — мягкий и приятный на ощупь материал. Трикотаж используют в зависимости от его состава. Шерстяной джерси применяется для пошива верхней и теплой одежды. Хлопковый трикотаж — основа для изготовления детской и домашней одежды, шелковый — для нижнего белья.

Вельвет – мечта модниц 80-х

Вельвет – плотная ткань с ворсом, разделенным продольными полосами, «в рубчик». Традиционно этот материал делали только из хлопковых волокон, однако в последнее время добавление нитей вискозы или полиэстера позволило сделать вельвет более прочным и износостойким.

Королевская ткань

Вельвет

Вельвет

Именно так дословно переводится слово «вельвет» с французского. И действительно, со времен средневековья, когда впервые ткачи научились получать «ворсовую» ткань и распушать ее определенным образом, вельвет считался изделием для избранных.

Вельветом обивали мебель во дворцах, из него шили шторы, декорировали кареты. Технология производства ткани была настолько засекречена, что едва не затерялась в глубине веков.

В конце XIX века вельвет дошел и до России, где его сразу же взяли на вооружение в качестве интерьерного материала. И только во второй половине XX столетия вельвет стал основой для пошива одежды.

Трудно представить себе молодежь 80–х годов прошлого века без модных вельветовых брюк или курток. В настоящее время из вельвета делают много различных изделий:

  • пальто, костюмы, юбки, брюки;
  • комбинезоны для детей и взрослых;
  • изделия для интерьера – покрывала, занавеси, шторы, диванные подушки;
  • обивку для мебели – кресел, диванов, стульев, пуфов;
  • чехлы для автомобилей;
  • детскую и домашнюю обувь.

Достоинства и недостатки вельвета

Игра света в ворсинках рубчиков придает вельвету благородное сияние, за счет которого ткань смотрится необычно и креативно.

К положительным сторонам вельвета также относятся:

  • износостойкость – материал долгое время сохраняет отменный внешний вид;
  • несминаемость, устойчивость к деформациям;
  • мягкость и бархатистость – несмотря на плотность, ткань приятна на ощупь;
  • теплосбережение. Одежда из вельвета долго сберегает тепло, не пропуская к телу холод.

Но даже у такой замечательной ткани имеются недостатки:

  • вельвет с синтетическими добавками электризуется;
  • ткань притягивает пыль и мелкий мусор;
  • материал нуждается в достойном уходе.

Как правильно ухаживать за вельветом

Чтобы вельветовые изделия как можно дольше не теряли своей красоты, требуется обеспечить им соответствующий уход:

  1. Прежде чем стирать вельветовую вещь, нужно обязательно вытряхнуть из нее пыль и вывернуть наизнанку.
  2. Вода не должна быть горячее 400С, режим на машинке выставить для деликатной стирки.
  3. Крупные изделия из вельвета – шторы, покрывала и т. п. – лучше отдавать в химчистку.
  4. Сушить вельвет нужно в расправленном состоянии, избегая попадания прямых солнечных лучей. Не допускается сушка вельветовой одежды на батареях отопления.
  5. Вместо обычной глажки для вельветовых изделий лучше применить режим отпаривания.

Важно знать! Восстановить утраченный вид вельветовых изделий можно, применив следующий метод: замочить вещь на несколько часов в 2,5%-ном растворе нашатырного спирта, а затем прополоскать в холодной воде и высушить в горизонтальном положении.

Шелк

Из прочной и нежной шелковой нити производят несколько видов материалов с усиленной плотностью. Плотная шелковая ткань обладает таким же блеском и гладкостью поверхности, как и более воздушные варианты. Стоит учесть, что эти материалы обладают не слишком большими теплозащитными свойствами.

Атлас — наиболее популярная плотная шелковая ткань. Изготавливается атласным (сатиновым) переплетением. Атлас отличается чрезвычайно гладкой и блестящей лицевой поверхностью. Изнанка ткани — матовая, с небольшой шероховатостью. Атлас характеризуется такими свойствами:

  • хорошая гигроскопичность;
  • гипоаллергенность;
  • не накапливает статическое электричество;
  • прекрасная драпируемость;
  • упругость и легкость;
  • прочность;
  • долговечность.

Кроме того, на атлас не садятся пылинки и мелкие соринки. Материал не интересует насекомых, значит, в нем не заведутся клещи или другие вредители. Атлас не мнется, а вещи из него хорошо держат форму.

Кроме достоинств, полностью натуральный атлас имеет и недостатки. Эта плотная шелковая ткань прихотлива в уходе: требует ручной стирки в холодной воде со специальными средствами. Атлас нельзя отжимать и выкручивать, чтобы не нарушить структуру волокон.

Чаще всего атлас не делают полностью из шелковых нитей. В состав ткани добавляют хлопок, вискозу, полиэстер, нейлон, ацетат. Это расширяет сферу применения ткани. Атлас из шелка используют для пошива платьев, нарядной и повседневной одежды, штор, сумок, нижнего и постельного белья. Атлас с добавлением синтетического сырья применяют для отделки мебели и декора жилых помещений.

Плотной структурой обладают следующие материалы, содержащие шелк:

  1. Бархат.

    Изготавливается ворсовым переплетением. Обычно это полушерстяная или шелковая ткань с ворсом разной длины. В основном используется для пошива и декора мебели, штор, обуви, сумок. Лицевая поверхность может быть с гладким ворсом или в мелкий рубчик (вельвет). Длина ворса также может быть разной.

  2. Тафта.

    Глянцевая тафта
    Производится простым переплетением. Отличается очень гладкой поверхностью с глянцевым блеском. Эта тонкая, но плотная ткань применяется для пошива рубашек и платьев.

  3. Муар.

    В результате каландрирования получается материал с волнообразным отливом. Прочная, хорошо драпируемая ткань используется для пошива праздничной одежды, штор и декора.

  4. Шанжан.

    Отличается волнообразным цветным отливом, который получают, используя для основы и утка нити разных цветов или оттенков. Могут использоваться как шелковые, так и хб волокна. Этот гладкий материал со своеобразным блеском используется для пошива вечерних и праздничных вещей.

  5. Репс.

    Репсовые ленты
    Эта плотная ткань производится усложненным полотняным переплетением, что образует на поверхности мелкий рубчик. Прихотливый в уходе материал, используемый для пошива летней и демисезонной одежды, штор и декора для дома.

Менее популярны такие шелковые ткани, как чесуча, парча, фай, дама, дюшес. Из них шьют театральные, исторические и вечерние наряды. Полунатуральные ткани применяют для пошива штор, обуви, сумок.

Байка – ощущение детства

Эта уютная, мягкая, теплая ткань – идеальный материал для распашонок, пеленок, ползунков и чепчиков. Изготавливается она путем полотняного или саржевого переплетения хлопковых или полушерстяных волокон. Байка имеет двухстороннее ворсовое покрытие, замечательно согревающее тело.

История появления байки

То, что байка, как и вельвет, ведет свою историю со времен средневековья – не вызывает сомнения. Уже тогда большим спросом пользовались плащи и костюмы из этого материала – они надежно укрывали от непогоды и защищали от холода.

Споры ведутся из-за названия ткани: одни считают, что оно произошло от французского «baie» – шерстяная ткань, поскольку первые образцы материала производились именно из шерсти.

Другие утверждают, что латинское слово «badius» – темно-коричневый – как нельзя лучше объясняет наименование материала, ведь в средние века его не красили и он имел бурый оттенок.

В Россию байка пришла вместе с реформами Петра I, который по достоинству оценил ее удобство, мягкость и прочность и приказал использовать для пошива верхней одежды для солдат.

Со временем байка стала любимой одеждой для прогулок, верховой езды, охоты как мужчин, так и женщин.

Применение байки

В настоящее время существуют две разновидности байки – хлопчатобумажная и шерстяная. Из хлопковой производят:

  • одежду для младенцев и маленьких детей;
  • рубашки и толстовки для мужчин;
  • женские домашние платья, халаты и сарафаны;
  • спортивные костюмы;
  • пижамы и ночные рубашки.

Шерстяная байка используется немного в других целях, из нее можно сделать:

  • демисезонную одежду – пальто, куртки, ветровки;
  • теплые одеяла и пледы;
  • стельки для обуви;
  • подкладку для одежды.

Байка выпускается как однотонная, так и с различными принтами.

Несомненные преимущества байки

Это чрезвычайно комфортный и мягкий материал, состоящий из сплошных достоинств:

  1. Прочность. При всей кажущейся нежности и мягкости байка обладает достаточной устойчивостью к механическим воздействиям.
  2. Гигиеничность. Ткань не вызывает раздражения кожи и аллергических реакций.
  3. Гигроскопичность. Байка замечательно не только впитывает, но и испаряет влагу.
  4. Износоустойчивость. Материал настолько долговечен, что многие детские вещи, не теряя своего внешнего вида, передаются в семьях из поколения в поколение.

Случается, что с целью удешевления материала в натуральную байку добавляют вискозные волокна. Это ухудшает некоторые показатели ткани, в частности, снижает ее теплосберегающие качества.

Важно знать! Уход за байковыми изделиями очень прост. Ткань с легкостью переносит любые режимы стирки и отжима. Гладить ее лучше всего с изнаночной стороны, чтобы не нарушить ворсовое покрытие.

Шерсть

Большинство шерстяных тканей обладают повышенной прочностью.

Плотная шерстяная ткань — лидер по теплозащитным свойствам среди натуральных тканей.

Чаще всего в легкой промышленности используют такие виды материалов:

  1. Габардин.

    Натуральный габардин
    Производят из крученой мериносовой пряжи. На лицевой поверхности — наклонный рубчик. Устойчивая к износу ткань с матовой поверхностью и хорошими теплозащитными свойствами. Этот простой в уходе материал обладает прекрасной драпируемостью и гигиеническими свойствами. Его применяют для пошива верхней и повседневной одежды, штор, декора и спецодежды.

  2. Тартан.

    Шерстяная или полушерстяная ткань в клетку, называемая еще «шотландка». Плотный и теплый материал, который применяют для пошива верхней, повседневной и национальной одежды, пледов и покрывал.

  3. Твид.

    Мягкий материал, изготовленный диагональным переплетением. На поверхности — небольшой ворс. Эластичная, почти немнущаяся ткань с высокими тепло- и водозащитными свойствами. Из нее шьют верхнюю одежду, костюмы, юбки, брюки.

  4. Фланель.

    Практичная фланель
    Полушерстяная, шерстяная или хлопковая ткань с начесом, на поверхности есть малозаметный рубчик. Благодаря мягкости используется для изготовления детской и домашней одежды, постельного белья.

  5. Коверкот.

    Производят саржевым переплетением из скрученных нитей. Эластичная и теплая ткань применяется для пошива верхней одежды, костюмов и других повседневных вещей.

Кроме того, распространены такие материалы:

  • лоден;
  • гобелен;
  • букле;
  • драп;
  • сукно;
  • шевиот и др.

Дайвинг – новинка среди плотных тканей

Среди большого количества материалов внимания заслуживает дайвинг – плотная синтетическая ткань нового поколения.

За свою способность к облеганию тела дайвинг часто называют «второй кожей». Это происходит благодаря уникальному составу материала – он на 60% состоит из полиамида, а остальные 40% разделили между собой полиэстер и эластан.

Что шьют из дайвинга

Существует два вида этой плотной ткани:

  1. Микродайвинг – гладкий материал, из которого шьют лосины, леггинсы, топики, юбки. Иногда его используют при создании театральных костюмов, вечерних нарядов, одежды для торжественных случаев.
  2. Супердайвинг – основа костюмной ткани для пловцов, гимнастов, атлетов.

Супердайвинг на флисе используется для пошива зимней одежды для горнолыжников и альпинистов.

Уникальные свойства дайвинга

Помимо повышенной плотности и прочности дайвинг обладает рядом отменных качеств:

  1. Износостойкость. Материал не линяет, не растягивается, не садится и не вытягивается. Сколь долго бы не служил костюм из дайвинга, он сохраняет свой первозданный вид.
  2. Гигроскопичность. Ткань отлично пропускает влагу.
  3. Воздухопроницаемость. Несмотря на полную «синтетичность», тело в одежде из дайвинга «дышит».
  4. Простота ухода. Изделия легко отстирываются от грязи и быстро высыхают.
  5. Несминаемость. Одежда из дайвинга не мнется и не требует глажки.

Нужно учесть! Температура воды для стирки изделий из дайвинга не должна превышать 400С, иначе вещь может «сжаться». Нельзя применять отбеливатели и хлорсодержащие порошки. Сушить лучше всего в тени, чтобы ультрафиолетовые лучи не спровоцировали разрушение волокон ткани.

Ткани с повышенной плотностью востребованы во многих отраслях. Ознакомившись со всем их разнообразием и характеристиками, можно легко подобрать материю для нового нарядного платья или костюма, а также для обновления домашнего интерьера.

Лен

К наиболее распространенным льняным плотным тканям относятся:

  1. Бортовка.

    Бортовка
    Полотняная ткань с повышенной жесткостью и плотностью. Применяется в качестве прокладочного материала для придания формы деталям одежды.

  2. Парусина.

    Изготавливается из толстой пряжи, часто обрабатывается водоотталкивающим составом. Из нее шьют спецодежду, обувь, сумки.

  3. Тик.

    Ткань, раскрашенная полосками, применяемая для обивки мебели.

  4. Рогожка.

    Изготавливается двойным или тройным переплетением. Используют для пошива повседневной одежды.

В большинстве случаев плотная ткань из льняной пряжи применяется для пошива спецодежды и декора интерьера.

Классификация и характеристика ассортимента тканей

Ассортимент тканей очень разнообразен, что обусловлено большим количеством видов волокон и нитей, применяемых для их выработки, существованием различных переплетений, параметрами строения и видами отделок. Новые ткани корректируют фигуру, позволяют обеспечить защиту от инфекций, грибков и насекомых; ткани-экраны с антиультрафиолетовым эффектом – от электромагнитных волн. Самоочищающиеся ткани за счет микрорельефов на поверхности не позволяют грязи проникнуть в пододежное пространство, а ткани со встроенными микрокапсулами ароматизируют, витаминизируют и дезодорируют.

1. Хлопчатобумажные ткани классифицируются:

  • по назначению: на бельевые, платьево-сорочечные, костюмно-платьевые, подкладочные, мебельно-декоративные, штучные изделия;
  • по классу применяемого переплетения: на простые, сложные, мелкоузорчатые, крупноузорчатые;
  • по отделке: на суровые, вареные, отбеленные, гладкокрашеные, набивные, пестротканые, меланжевые, мерсеризованные;
  • по сезону: на летние, зимние, демисезонные;
  • по виду: на ситец, сатин, бязь, миткаль, атлас, маркизет, батист, байку, бумазеу, фланель.

Летние ткани характеризуются легкостью, невысокой плотностью и предназначены для изготовления легких платьев, блуз и сорочек. Окрашивают ткани в светлые и яркие сочные тона.

Маркизет вырабатывается из гребенной крученой пряжи, поэтому ткань тонкая, полупрозрачная, легкая, с муаровым эффектом, обладает повышенной упругостью и некоторой жесткостью на ощупь. Выпускают маркизет мерсеризованный, набивной, реже – гладкокрашеный и отбеленный.

Вуаль получают из гребенной пряжи повышенной крутки, она характеризуется небольшой плотностью, повышенной упругостью, некоторой жесткостью и сыпучестью.

Батист, благодаря применению гребенной некрученой пряжи, отличается легкостью, мягкостью, шелковистостью, высокой плотностью, прочностью и приятным блеском.

Вольту вырабатывают из некрученой гребенной пряжи, имеющую невысокую плотность. По отделке преимущественно набивная, мерсеризованная.

Майя – ткань из гребенной пряжи, сравнительно невысокой плотности. При отделке ткань мерсеризуют и выпускают в основном набивную.

К демисезонным относятся ткани сравнительно плотные, применяемые для женских и детских платьев и мужских сорочек. Вырабатывают из кардной и гребенной пряжи, полотняным, саржевым, мелкоузорчатым и жаккардовым переплетениями. К ним относятся ситец, бязь, сатин, поплин, тафта, репс, шотландка.

Ситец вырабатывают из кардной однониточной пряжи полотняным переплетением, поверхностная плотность – 92–103 г/м, в основном с набивными рисунками.

Бязи – это более тяжелые и плотные (138–150 г/м), чем ситец, ткани. Их выпускают гладкокрашеные и набивные. Отделка бязей обычно жесткая, поэтому они кажутся более плотными.

Сатины – это легкие или средней массы ткани (107–130 г/м), с плотным, гладким, слегка блестящим лицевым застилом уточных нитей (у сатинов) или основных нитей (у ластиков) за счет сатинового переплетения. Выпускают набивные, гладкокрашеные, отбеленные, со стойким тиснением и серебристо-шелковистой отделкой.

Поплин имеет поверхностную плотность 105–114 г/м, вырабатывают полотняным переплетением из тонкой крученой пряжи по основе и более толстой пряжи по утку, в результате чего на поверхности ткани образуются тонкие поперечные рубчики.

Тафта имеет аналогичную структуру, но из-за большей плотности по основе эта ткань несколько тяжелее.

Репс в отличие от указанных тканей вырабатывается из более толстой пряжи по утку и имеет более рельефный поперечный рубчик.

Шотландку изготовляют из пряжи крученой по основе и некрученой по утку саржевым или мелкоузорчатым (чаще креповым) переплетением, пестротканой, с рисунком в клетку. Ткань характеризуется умеренной плотностью по обеим системам, сравнительной легкостью (95–158 г/м), эластичностью.

Для зимних тканей характерно наличие одно- или двустороннего начеса, увеличивающего их теплозащитные свойства. Вырабатывают ткани из кардной или пневмомеханической некрученой пряжи по основе и более толстой пушистой пряжи, которая легко начесывается, по утку. Ткани характеризуются повышенными ветрозащитными свойствами при хорошей воздухопроницаемости. Предназначаются для изготовления утепленного женского и детского платьев, мужских сорочек, блуз, халатов, белья.

Бумазея – легкая и мягкая ткань полотняного, саржевого или мелкоузорчатых переплетений с односторонним начесом. Выпускают набивную, гладкокрашеную и отбеленную.

Фланель имеет двусторонний начес средней плотности, выпускается набивная, гладкокрашеная и отбеленная. Ткань эластичная, мягкая.

Байка – наиболее тяжелая зимняя ткань с густым двусторонним начесом. Вырабатывается полутора- и двухслойным переплетением из толстой пряжи. Обладает наибольшими теплозащитными свойствами.

Ассортимент бельевых тканей предназначен для изготовления нательного, постельного, столового белья. Эти ткани обладают мягкостью, достаточной гигроскопичностью и воздухопроницаемостью, имеют высокую прочность окраски.

Бязи бельевые по структуре аналогичны платьевым бязям, но выпускают их только отбеленные.

Миткали вырабатывают из кардной и гребенной пряжи полотняным переплетением, отбеленные и гладкокрашеные. Выпускают их мягкой отделки (муслин), полужесткой (миткаль) и жесткой (мадаполам). Тонкие миткали (шифон) вырабатывают из кардной или гребенной пряжи.

Шифон – это тонкая, мягкая, но плотная и практичная ткань, мерсеризованная в отличие от других бельевых тканей, по отделке – отбеленная или гладкокрашеная.

Специальные бельевые ткани (гринсбон и тик-ластик) вырабатывают из толстой пряжи и применяют для пошива ведомственных бельевых изделий и спецодежды. Гринсбон вырабатывают переплетением ломаная саржа, тик-ластик – атласным. Ткани имеют повышенную плотность, хорошую разрывную прочность, повышенную устойчивость к истиранию, но в то же время они достаточно мягкие, эластичные. Относятся к тяжелым бельевым тканям (165–197 г/м). Выпускают их только отбеленные.

Ассортимент костюмно-пальтовых тканей представлен тканями диагональ, молескин, репс, полотнами плащевыми. Характеризуются большой прочностью и формоустойчивостью. Выпускают гладкокрашеные, меланжевые, пестротканые.

Плащевые ткани и ткани специального назначения подвергают водоотталкивающей, грязеотталкивающей и комбинированной отделкам. Диагональ вырабатывается из однониточной и крученой пряжи саржевым переплетением. Отличается плотностью, хорошей износостойкостью. Поверхностная плотность – 176–380 г/м. Используют для детской верхней и рабочей одежды. Плащевые диагонали вырабатывают из смешанной пряжи, содержащей синтетические волокна.

Молескин – достаточно тяжелая (200–347 г/м) ткань из однониточной пряжи, выработанная усиленным сатиновым переплетением. Характеризуется высокой устойчивостью к истиранию. Выпускают гладкокрашеной и отбеленной. Репс получают полотняным переплетением из крученой пряжи. В утке используют пряжу более высокой плотности, поэтому ткань имеет репсовый эффект. Ткань сравнительно легкая (180–220 г/м). Отличается повышенной износостойкостью. Выпускают гладкокрашеные, набивные и используют для изготовления плащей, курток, рабочей одежды. Плащевые ткани вырабатывают полотняным или саржевым переплетением из пряжи разных способов прядения, разной линейной плотности, крученой по основе или по обеим системам, с поверхностной плотностью 190–301 г/м, с водоотталкивающей пропиткой.

Зимние костюмно-пальтовые ткани являются более тяжелыми (303–415 г/м) и плотными. Ткани изготовляют с большей плотностью по утку, вследствие чего образуется плотный уточный застил, который увеличивают начесом нитей утка с одной стороны ткани. Полученный начесной ворс подстригают и запрессовывают, а для закрепления начесного ворса эти ткани аппретируют. Ткани обладают высокой износоустойчивостью и повышенными теплои ветрозащитными свойствами. Они предназначены для пошива теплой одежды, спортивных костюмов, халатов.

Сукна выпускают меланжевые и гладкокрашеные, реже – отбеленные. На лицевой стороне ткани образуется густой начес.

Вельветон вырабатывают с густым, высоким начесом. Ткань имеет повышенную плотность и относится к более тяжелым тканям (370–400 г/м), бывает гладкокрашеная, реже – меланжевая.

Ворсовые ткани вырабатывают из гребенной, кардной и пневмомеханической пряжи, ворсовым переплетением с разрезным ворсом на лицевой поверхности. Ткани мягкие, приятные на ощупь, с эффектным внешним видом и хорошей износостойкостью. В основном выпускают гладкокрашеные и набивные как правило темных, спокойных тонов. Предназначены для пошива женского и детского платья, костюмов, брюк, курток.

Вельвет-корд характеризуется ворсом, расположенным по длине ткани округлыми полосами шириной 3–5 мм. Высота ворса до 1,5 мм. Среди ворсовых тканей она наиболее тяжелая, с поверхностной плотностью 290–340 г/м.

Вельвет-рубчик имеет на лицевой поверхности мелкие рельефные полосы с более коротким ворсом (0,8–0,9 мм); он легче (218–270 г/м) вельвет-корда.

Бархат вырабатывают с ворсом из основных нитей, полубархат – из уточных нитей; высота ворса 2 мм. Полубархат и бархат широко используют как декоративную ткань.

2. Льняные ткани классифицируются следующим образом:

  • по назначению: на бельевые (столовые и постельные), костюмно-платьевые, мебельно-декоративные, штучные изделия;
  • по сырьевому составу: на льняные, полульняные;
  • по отделке: на суровые, вареные, кислованные, отбеленные, гладкокрашеные, набивные, пестротканые, с противогнилостной, несминаемой, безусадочной отделкой водоупорными пропитками.

Для производства льняных тканей используют льняную и оческовую пряжу мокрого и сухого прядения. Эти ткани выпускают полотняного, мелкоузорчатого, жаккардового переплетений, реже – саржевого, атласного, шашечного и петельного.

Льняные ткани отличаются хорошей гигиеничностью и повышенной теплопроводностью, обладают высокими показателями механических свойств (разрывной прочностью и устойчивостью к истиранию). Недостаток тканей – большая сминаемость, однако во влажном состоянии они хорошо отглаживаются.

Ассортимент бельевых тканей составляют ткани и холсты, применяемые в основном для столового, постельного и нательного белья, а также полотенечные ткани.

Ткани для постельного и нательного белья вырабатывают полотняным переплетением из тонкой льняной или полульняной пряжи, по отделке бывают белые, полубелые, кислованные и цветные. Ассортимент постоянно расширяется за счет использования вискозных и полиэфирных волокон.

Ткани для столового белья выпускают преимущественно жаккардовым переплетением (камчатные). Применяют их для изготовления скатертей и салфеток.

К полотенечным тканям относят холсты шириной 40–85 см. Они могут быть полотняного (гладкие холсты), жаккардового (камчатные) и крепового (креповые) переплетений; льняные и полульняные; суровые, белые, полубелые и с цветными полосами или каймой.

Ассортимент костюмно-платьевых тканей включает формоустойчивые ткани для пошива костюмов, пиджаков, юбок, платьев, а также легкие, тонкие, хорошо драпирующиеся ткани для легких платьев, блуз, сорочек. Эти ткани обладают высокими показателями гигроскопичности и воздухопроницаемости.

Платьевые и сорочечные ткани по отделке могут быть суровые, белые, полубелые, кислованные, набивные и пестротканые. Они бывают льняные и полульняные различных переплетений. Поверхностная плотность этих тканей – 120–250 г/м.

Костюмные ткани тяжелее платьевых и сорочечных, поверхностная плотность их составляет 240–380 г/м. Они бывают суровые, полубелые, белые и гладкокрашеные. Большим спросом пользуются полульняные костюмные ткани, содержащие лен и синтетические волокна и нити.

Мебельно-декоративные ткани включают портьерные, матрацные, мебельные, террасные. Вырабатывают льняные и полульняные. Портьерные ткани изготавливают полотняным, мелкоузорчатыми и жаккардовым переплетениями; мебельные – в основном полотняным переплетением; матрацные (тик) – полотняным или саржевым переплетениями. По отделке вырабатывают гладкокрашеные и пестротканые.

Ассортимент специальных тканей включает полотна суровые грубые, палаточное, театральное, холсты для живописи, технические, парусины, паковочные, бортовые. Вырабатывают из льняной и оческовой пряжи мокрого прядения, полотняным переплетением, суровые или окрашенные. Палаточные полотна имеют водоотталкивающую пропитку. Парусины вырабатывают из оческовой льняной толстой пряжи полотняным переплетением с высокой плотностью по основе. Благодаря этому ткани характеризуются прочностью, большой толщиной и тяжеловесностью.

Они бывают суровые, вареные и окрашенные, некоторые имеют водоупорную и комбинированную пропитку. Мешочные и паковочные ткани предназначаются для изготовления мешков и мягкой упаковки. Вырабатывают их в основном из оческовой толстой пряжи полотняным и мелкоузорчатым (шашечным) переплетениями. Это суровые, наиболее грубые ткани с поверхностной плотностью 195–515 г/ми шириной 70–300 см. Бортовые ткани используют в качестве прокладочных при изготовлении верхней одежды для придания изделиям формоустойчивости и предохранения их от деформации на наиболее ответственных участках. Бортовые ткани вырабатывают полотняным переплетением из оческовой пряжи. По сырьевому составу эти ткани бывают льняные, льнохлопковые и льнолавсановые.

3. Шерстяные ткани классифицируются следующим образом:

  • по назначению: на платьево-костюмные, пальтовые, сукна, одеяла, специальные ткани;
  • по виду пряжи и особенности выработки: на камвольные (гребенные), тонкосуконные, грубосуконные;
  • по сырьевому составу: на чистошерстяные, полушерстяные.

Камвольные (гребенные) ткани вырабатывают из пряжи гребенного прядения, что позволяет получать гладкую лицевую поверхность с ясно выраженным рисунком ткацкого переплетения. Для получения используют саржевое, комбинированное, мелкоузорчатое, крупноузорчатое переплетения.

Группа костюмных тканей занимает наибольший удельный вес среди камвольных. По отделке бывают гладкокрашеные, меланжевые и пестротканые. Полушерстяными гладкокрашеными костюмными тканями являются диагонали, вырабатываемые диагоналевым переплетением из смешанной крученой пряжи, шевиоты получают саржевым переплетением из смешанной с хлопком пряжи, крепы изготавливают из шерстяной пряжи в сочетании с комплексными вискозными и другими нитями креповым переплетением.

Платьевые ткани отличаются меньшей массой и плотностью по сравнению с костюмными. По волокнистому составу бывают чистошерстяные и полушерстяные, по отделке – гладкокрашеные, меланжевые, набивные, пестротканые в полоску, клетку, с рельефными рубчиками. К наиболее типичным гладкокрашеным чистошерстяным тканям относятся бостон, выработанный саржевым переплетением с четко выраженным ткацким рисунком в виде диагональных рубчиков, а также костюмные крепы, отличающиеся мелкозернистой поверхностью.

Пальтовые камвольные ткани применяют для изготовления мужских и женских летних пальто. Классическим представителем является габардин, имеющий плотность по основе в 2 раза больше, чем по утку, который может быть чистошерстяной и полушерстяной. Пальтовые ткани, как правило, – гладкокрашеные. Для их выработки применяют диагоналевое переплетение или сложную саржу, что позволяет увеличить плотность, драпируемость и износоустойчивость тканей.

Тонкосуконные ткани вырабатывают из тонкой, полутонкой и полугрубой шерстяной пряжи аппаратного (суконного) прядения. Большинство тонкосуконных тканей отличаются наличием на поверхности ворсового застила, полученного в результате валки или ворсования. По назначению тонкосуконные ткани можно подразделить на платьевые, костюмные и пальтовые.

Платьевые ткани вырабатывают из аппаратной чистошерстяной и преимущественно полушерстяной пряжи, полотняным, саржевым и мелкоузорчатыми переплетениями с невысокой плотностью.

Костюмные ткани вырабатывают из смешанной пряжи. Трико вырабатывают полотняным, мелкоузорчатым и саржевым переплетением. По отделке они бывают пестротканые и меланжевые. В отличие от камвольных они имеют ворсистую поверхность и менее выраженный рисунок переплетения.

Шевиоты – гладкокрашеные или меланжевые ткани саржевого переплетения, полушерстяные или смешанные. Характеризуются пушистой застилистой поверхностью, несколько скрывающей рисунок переплетения, так как их вырабатывают из аппаратной пряжи и подвергают умеренной валке. Сукна тонкосуконные – ткани полотняного, реже, саржевого – переплетения с войлокообразным застилом на поверхности, гладкокрашеные и меланжевые, чистошерстяные и полушерстяные. Характеризуются высокими тепло- и ветрозащитными свойствами, хорошей износо- и формостойкостью.

Пальтовые ткани используются для изготовления демисезонных и зимних пальто. Имеют рельефную фактуру поверхности благодаря применению пряжи фасонной, меланжевой или мулине. Используют полотняное, саржевое, мелкоузорчатое, жаккардовое переплетения и различные виды отделки. По волокнистому составу они могут быть чистошерстяными, полушерстяными и смешанными. Большинство этих тканей имеет однослойную структуру. Драпы – это плотные, толстые и тяжелые чистошерстяные и полушерстяные ткани, выработанные полутора- или двухслойным переплетением.

Отличаются наличием подворсованной лицевой поверхности, благодаря проведению сильной увалки. Характеризуются высокими теплозащитными и ветрозащитными свойствами. По характеру лицевой и изнаночной поверхностей различают драпы однолицевые и двухлицевые. У однолицевых драпов тщательно отделана только лицевая сторона, у двухлицевых – обе стороны ткани. Наиболее известны драп-велюр (с пушистым, мягким, низко стриженым ворсом), драп-ратин (с закатанным в виде мелких завитков ворсом), драп-кастор (с запрессованным коротко стриженным ворсом).

Грубосуконные ткани вырабатывают чистошерстяными с содержанием шерсти 90–97 % и смешанными. В состав грубосуконных смешанных тканей входит 15–60 % вискозного и медно-аммиачного волокна, а в ткани некоторых видов вводят небольшие добавки капронового волокна. Грубосуконные ткани обладают хорошими упругими свойствами, малой пластичностью и усадкой, высокими тепло- и ветрозащитными свойствами, но плохой драпируемостью. Наиболее известными грубосуконными тканями являются сукна пальтовые и ворсовые ткани бобрик и байка. Бобрик вырабатывают переплетением саржа; бывает гладкокрашеный в полотне, меланжевый и пестротканый. Ткань сильно уваливают, начесывают, а затем производят машинную отбойку.

4. Шелковые ткани классифицируются следующим образом:

  • по назначению: на бельевые (нательные, постельные), платьево-костюмные, сорочечно-блузочные, пальтовые, плащевые, мебельно-декоративные, подкладочные, технические, штучные изделия;
  • по волокнистому составу: из шелковых нитей; из шелковых нитей с другими волокнами; из искусственных нитей; из искусственных нитей с другими волокнами; из синтетических нитей; из синтетических нитей с другими волокнами; из искусственного волокна и в смеси с другими волокнами; из синтетического волокна и в смеси с другими волокнами;
  • по отделке: на отбеленные, гладкокрашеные, набивные, пестротканые, с устойчивым тиснением и блестящими рисунками, вытравным ворсом, ажурными узорами, эффектами гофре, клоке, лаке, а также эффектами, получаемыми за счет применения металлических и металлизированных нитей.

Для производства шелковых тканей применяют натуральный шелк, искусственные (вискозное, ацетатное, триацетатное) и синтетические (капроновое, лавсановое, нитроновое, лайкра) волокна, а для ворсовых могут быть использованы хлопок и шерсть. Шелковые ткани вырабатывают переплетениями всех классов.

Ткани из натурального шелка наиболее тонкие и легкие, хорошо драпируются, приятны на ощупь, красивы, обладают высокими гигиеническими свойствами. По структуре их подразделяют на креповые, гладьевые, жаккардовые и ворсовые.

Креповые вырабатывают из креповой нити в утке, а в основе – из креповой или нитей пологой крутки. Поэтому различают чистокреповые и полукреповые ткани. Чистокреповые представлены тканями: креп-шифон – легкая, полупрозрачная, вырабатываемая полотняным переплетением ткань, которая может быть отбеленной, гладкокрашеной и набивной; креп-жоржет – прозрачная, с матовой и шероховатой на ощупь поверхностью ткань полотняного переплетения.

Полукреповые ткани вырабатывают с применением нитей креповой крутки только для утка, а для основы используют шелк-сырец, который придает тканям мягкость и повышенный шелковистый блеск. Креп-дешин – ткань полотняного переплетения, со слегка зернистой поверхностью; выпускают отбеленную, гладкокрашеную и набивную. Креп-сатин вырабатывают атласным переплетением, лицевая поверхность блестящая, а изнаночная – матовая. Ткань плотная, гладкокрашеная, образует тяжелые складки.

К ворсовым тканям относится бархат, вырабатываемый из натурального шелка ворсовым переплетением, с плотным, сравнительно коротким (1,5–2,0 мм) ворсом, расположенным почти вертикально.

Ткани из натурального шелка с другими волокнами представлены следующими подгруппами: креповая, гладьевая, жаккардовая и ворсовая. Вырабатываются эти ткани гладкокрашеные и набивные. Отличительным признаком этих тканей является применяемое переплетение.

Креповые ткани отличаются наличием зернистой, шероховатой поверхности.

Гладьевые ткани вырабатывают полотняным переплетением из нитей малой крутки. Они отличаются мягкостью и гладкой поверхностью. Ассортимент гладьевых тканей представлен полотнами и муслинами. Полотна изготавливают отбеленные, гладкокрашеные, пестротканые из крученой шелковой пряжи. Особенностью этих тканей является приятное туше и мягкий блеск. Основное назначение – изготовление женских костюмов, платьев, блузок и мужских сорочек. Муслины получают из нитей шелка муслина или сочетания шелка-сырца с муслином. Характеризуются слабым блеском, мягкостью, приятным внешним видом, но имеют технологический недостаток: при сшивании наблюдается раздвигаемость нитей в швах.

Жаккардовые ткани вырабатывают жаккардовыми переплетениями из шелка-сырца, нитей пологой крутки и шелковой пряжи. Они отличаются наличием рисунка геометрического или растительного характера или изображения животных. Имеют широкое применение при изготовлении национальной одежды в Средней Азии, а также в качестве мебельно-декоративных тканей. В жаккардовых тканях атласный фон создается за счет нитей натурального шелка, а рисунок – за счет триацетатных.

Подгруппа ворсовых представлена тканями: бархат с коротким, плотным, вертикально-устойчивым ворсом; велюрбархат – это плотная ткань с ворсом высотой 2 мм. Грунт ткани выработан из натурального шелка, а ворс – из вискозных тканей. Ворс имеет гладкую наклонную поверхность. Велюрбархат вытравной отличается от бархата тем, что ворс не сплошной, а расположен на отдельных участках ткани в соответствии с композицией рисунка.

Ткани из искусственных волокон вырабатывают из вискозных, ацетатных и триацетатных нитей пологой, муслиновой и креповой крутки (креп, мооскреп, креп-гранит). При выработке используют полотняное, саржевое, атласное, мелкоузорчатое или жаккардовое переплетения. Эти ткани вырабатывают набивные, гладкокрашеные, отбеленные, пестротканые. От платьевых тканей из натурального шелка ткани из искусственных волокон отличаются большей массой и толщиной, меньшей мягкостью, но имеют хорошую драпирующую способность.

Ткани из искусственных волокон в сочетании с другими волокнами включены в подгруппы креповых, гладьевых, жаккардовых и ворсовых. Эти ткани вырабатывают саржевым, атласным, реже – мелкоузорчатым и жаккардовым, переплетениями. Большинство этих тканей выпускают набивными в широкой гамме цветов и оттенков. Для украшения тканей используют металлизированные, металлические и профилированные нити. По внешнему виду ткани могут быть гладкокрашеные и пестротканые.

Ткани из синтетических нитей вырабатывают из различных вариантов синтетических нитей как по виду полимера (полиамидные, полиэфирные и т. п.), так и по структуре (текстурированные, комплексные, фасонные и т. д.). Ткани отличаются высокими показателями механических свойств.

Ткани из синтетических нитей и в сочетании с другими волокнами вырабатывают отбеленные, гладкокрашеные, пестротканые, с набивными рисунками в широкой цветовой гамме. Эффект тканям придают двухслойная структура с рельефным рисунком, отделки гофре, лаке, клоке. Они могут иметь малоусадочную, малосминаемую, водоотталкивающую отделку и устойчивую плиссировку.

Ссылка на основную публикацию
Похожее