Пн-вс: 10:00—20:00 по предварительному звонку
whatsapp telegram vkontakte email

История грузинского национального костюма, традиционные цвета

Грузинские национальные костюмы всегда выделялись особым франтом. Представительниц прекрасного пола раньше отличали приталенные удлиненные платья с лифом, который украшали камни или тесемка. Для пошива пояса использовали бархат, а для его оформления – вышивку.

Мужское население Грузии можно было увидеть в ситцевых рубахах и двойных штанах. Верхней одеждой служили чоху или архалуки. С их помощью подчеркивалась статная фигура. Кроме того, подобные наряды служили для выделения широких плеч мужчины.

Чоха, как основное выражение грузинского костюма

Чоха – это типичный образец грузинского костюма. Существуют его мужская и женская версии. Вначале для изготовления подобной одежды использовалась шерсть верблюда или овцы. Современные наряды имеют свободный подол. Для них берут искусственную или хлопковую ткани. Чоха застегивается, начиная с верхней части и заканчивая талией. Грудь украшена декором-вставками, похожими на газыри. Пояс дополнен булатом

Рукава чохи шьют таким образом, чтобы они закрывали руки мужчины до кисти. Их иногда закатывают до плеч в виде своеобразного шарфа. Чоху выпускают в шести расцветках. У туристов пользуются популярностью пурпурные наряды, а у местных жителей – классические белые и черные. Кроме того, в Грузии можно купить синюю, бордовую или серую чоху.

Головные уборы

В разных регионах Грузии головные уборы отличаются по предназначению, орнаменту, цвету и размеру. Для изготовления папахи используют овечью шерсть или каракуль. Тонкая шерсть применяется для пошива мегрельской кабалахи в форме конуса. Капюшон в этом случае дополняется кистью. Белый или черный кахетинский головной убор кахури делают по типу сванской шапки, для изготовления которой используют войлок, а для ее украшения служит тесемка. Такой головной убор типичен для горцев. Сванетия и сейчас переполнена мужчинами в подобных шапках. В зимнее время голове в ней будет тепло, а летом – не жарко.

Хевсуретия дала свое название яркой и нарядной хевсурской шапке, которая отделана особым способом. Для ее вязания используют полушерстяную пряжу. Орнаментом служат кресты. Круглую или четырехугольную маленькую шапочку в Грузии называют папанаки. Для пошива этого имеретинского головного убора берут сукно. Тесьма служит для его украшения. Также папанаки обладает подвязкой. Для оформления женского ободка чихтикопи используют бисер. Дополнением ему служит фата.

Особенности женского грузинского костюма

Если костюм мужчин-грузин должен быть строгим, то женщин – элегантным и грациозным. Состоятельные красавицы ходили в длинных синих и белых шелковых и атласных платьях картули. Для пошива верхней одежды катиби использовался только бархат. Низ отделывали мехом. Распространенным головным убором у представительниц прекрасного пола в Грузии считался лечаки – тюлевая вуаль белого цвета. Косынка багдади служила для того, чтобы закрыть лицо грузинской женщины. Замужним дамам положено было ходить в лечаках. Одним концом они заворачивали шею.

Особенности и характерные черты

В грузинском национальном костюме отражается характер, сословная принадлежность и этнические нормы представителей этого народа. Одежда была разной в зависимости от климата, социального статуса, особенностей быта. Различались также повседневные и праздничные наряды, детские, женские и мужские.

Основные черты национального костюма грузин появились еще в IX веке. Тогда его отличала скромность и строгость. Он подчеркивал особенности характера представителей народа, их гордость, силу и стойкость духа. Изначально такие особенности в одежде проявились на Южном Кавказе. Там стали носить особый наряд, который назвали «чоха». Это универсальный предмет гардероба мужчин и женщин, который надевали везде. Сначала традиционная одежда была изысканной, но постепенно становилась более строгой, закрытой. Удлинялись рукава, использовалось меньше украшений. Строгость и простота кроя делали костюмы удобными. Только на свадьбу старались надевать более нарядную одежду.

Для богатых костюмы шили из дорогих материалов – шелка, атласа, бархата, меха. В качестве отделки использовали золотую нить и жемчуг. Украшениями на одежде служили вышивка, галуны, пуговицы, перевитые шнуры, нашивки, накладные карманы. Обязательным для мужчин и женщин был пояс. Одежда простых людей была из более дешевых материалов – сукна, сатина, льна или холста.

Черный и белый – это традиционные цвета грузинских костюмов. Они использовались в любом сословии, для праздников, в обычной жизни. Для отделки применялся бордовый или серый. Для богатых людей делали одежду синего, зеленого или красного цвета. Женщины в праздничные дни могли использовать более яркие расцветки.

Мужской

Мужской грузинский костюм был многослойным. Особенно делался акцент на широких плечах мужчины. Состояла одежда из нескольких элементов:

  1. Нижняя рубаха перанга обычно была белого цвета.
  2. Надевались двое штанов. Нижние – шендиши, а верхние – шарвали. Они были свободными.
  3. Обязательным элементом костюма была чоха (черкеска). Традиционно она была черного, серого или бурого цвета. Праздничные чохи могли быть белыми или синими. Подпоясывались они кожаным ремнем, на котором крепился кинжал. Длина чохи – ниже колен.
  4. Дворяне на праздники носили куладжу. Это подобие короткого платья из бархата, которое надевают поверх одежды.
  5. К традиционной одежде относились короткие архалуки – это сорочка со стоячим воротником.
  6. Особенностью кабы был разрезной рукав. Он открывал руку от плеча до локтя, а у запястья сужался, закрывая пальцы.
  7. Зимой теплая одежда делалась из меха. Мужчины носили шубу, куртку или плащ без рукавов из сукна падиби.

Чоха – это обязательный элемент мужского костюма. Считалось неприличным выходить на улицу без него даже летом в жару.

Женский

Женский национальный костюм отличается нежностью и красочностью. Он призван подчеркивать красоту фигуры, поэтому создавался с облегающим лифом и четко выраженной талией. Обязательным элементом был длинный широкий пояс, украшенный традиционным орнаментом. Женская одежда была многослойной, что не лишало ее элегантности.

Традиционный грузинский костюм для женщин имел несколько обязательных элементов:

  1. Верхняя одежда называлась катиби. Она шилась из бархата или шерсти, имела меховую подкладку или простегивалась ватой. Рукава были разрезными, а на талии была элегантная застежка.
  2. Длинные платья назывались картули, их носили все женщины. С помощью шнуровки их делали сильно облегающими. Спереди был глубокий вырез, который закрывался вставкой контрастного цвета. Лиф платья украшали тесьмой, жемчугом, расшивали бисером или золотой нитью.
  3. Под платье обязательно надевалась нательная одежда: сорочка перанги и штаны.
  4. Голову и лицо женщины прикрывали косынкой багдади или тюлевой вуалью лечаки.

В отличие от повседневной одежды, свадебный наряд невесты был полностью белого цвета. Его украшали вышивкой золотом или серебром. Он выглядел богато даже у простых крестьян.

Отличался немного от традиционного аджарский костюм. Женщины этой народности носили шаровары и длинную рубаху красного или синего цвета. Поверх надевали яркое платье простого кроя и шерстяной передник. Лицо обязательно прикрывала чадра.

Детский

Традиционно народные костюмы для детей были похожи на взрослые, но делали их более простыми, без обилия украшений и декоративных элементов. Дети более подвижные, активные, поэтому одежда у них была короче и не такой многослойной. Кроме того, допускались более яркие расцветки.

Девочки ходили в традиционных платьях, но без роскоши. Вышивка и украшения делались своими руками, уже с 5 лет они занимались рукоделием. До 13 лет юбки могли быть короткими, до середины голени, а рукава открывали запястья. У мальчиков одежда повторяла мужской костюм, но тоже без обилия украшений. Чоху для удобства делали выше колен.

Характерные особенности

Инфо! Национальный грузинский костюм отражает не только характер этого народа, но и его этнические нормы, принадлежность к определенному сословию. Одежда отличается с учетом климата, статуса в обществе и характерностей быта. Кроме того, все национальные костюмы подразделяются на торжественные и предназначенные для повседневной носки. Их делят на виды с учетом возраста и половой принадлежности.

Грузинская национальная одежда ведет свои корни с девятого века. В то время она была достаточно строгой, но скромной. В ней явно просматривалась стойкость и сила духа, а также гордость грузин. Первые подобные наряды возникли на территории Южного Кавказа. Как пар там и появился предмет гардероба под названием чоха. Он являлся универсальным, стал востребован среди женщин и мужчин. Надевали его повсеместно.

Первые национальные костюмы были довольно изысканными, но со временем стали более закрытыми и строгими. Количество декора уменьшилось, а рукава удлинились. Благодаря простому крою подобные наряды были максимально удобными в носке. Торжественные предметы гардероба надевали чаще всего на свадебное торжество.

Для богачей грузинские национальные костюмы изготавливали из бархатной, атласной, шелковой материи, а также меха. Отделкой при этом выступали жемчуг и золотые нити. В качестве декора применялись пуговицы и шнуры, нашивки и вышивка, галуны и карманы накладного типа. Обязательной деталью любого образа при этом выступал пояс. Простые люди носили одежду, выполненную из более доступных, недорогих тканей. Например, использовался холст, лен, сатин и сукно.

Белая и черная расцветка национальных грузинских костюмов считается традиционной. Ее применяли все без исключения сословия. Причем, как в повседневной жизни, так и на торжествах. Отделка при этом выполнялась в серой или же бордовом цвете. Богачи могли позволить себе красные, зеленые и синие предметы гардероба. На торжествах грузинские женщины иногда появлялись в яркой одежде.

Мужской

Национальный грузинский костюм является многослойным. Особый акцент при этом создается на широких мужских плечах. Среди основных предметов гардероба выделяют следующие:

  • перанга. Представляет собой нижнюю рубаху. Как правило, выполняется данный грузинский предмет гардероба в белом цвете;
  • шендиши и шарвали. Это штаны, которые надеваются в тандеме. Нижними при этом выступают шендиши, а верхними, соответственно, шарвали. Крой у данных предметов гардероба свободный;
  • чоха или черкеска. Является обязательной деталью костюма. Классическим вариантом считается серая, черная и бурая расцветка. Чоха, которую надевали по праздникам, могла выполняться в синем или же белоснежном цвете. Ее обязательно подпоясывали кожаным пояском. На нем фиксировался кинжал. Длина данного предмета гардероба немного ниже колен;
  • куладжа. Напоминает короткое бархатное платье, которое принято накидывать поверх другой одежды. Куладжа пользовалась популярностью среди дворян. Ее надевали на праздники;
  • архалук. Представляет собой рубаху, оснащенную воротничком-стоечкой;
  • каба. Характерной особенностью данного грузинского предмета гардероба является разрезной рукав, открывающий руку от локтя до уровня плеча. В области запястья при этом отмечается сужение. Пальцы при использовании этой одежды оказываются прикрытыми.

Зимние предметы гардероба изготавливались из меха. Мужчины облачались в шубы, курточки или плащи их ткани патиби, на которых не было рукавов.

Женский

Невероятно красочным и нежным является женский национальный костюм. В нем отчетливо подчеркивается женственный силуэт. Достигается такой эффект благодаря облегающему лифу и ярко выраженной линии талии. Любой наряд обязательно дополняется с помощью широкого и длинного пояска, который украшает народный орнамент.

Костюм грузинки также является многослойным, но при этом невероятно элегантным. Среди обязательных элементов стоит выделить следующие:

  • катиби. Верхний предмет гардероба, при пошиве которого используется шерстяная или бархатная материя. Катиби оснащается подкладкой из меха или же простегивается ватой. Рукава у нее разрезные, а в области талии отмечается наличие красивой застежки;
  • картули. Длинная модель платья, которое принято было носить всем грузинкам. Благодаря шнуровке одежду делали максимально облегающей. Спереди на платье отмечалось наличие глубокого выреза, прикрывающегося материей контрастного оттенка. В качестве украшения лифа выступал бисер, жемчуг, тесемки или золотистые нитки;
  • рубаха перанги, а также брюки. Выступают нательными предметами гардероба, которые принято надевать под платье.

Голову, как и лицо, девушки прикрывали с помощью тюлевой вуали под названием лечаки. Вместо нее также могла использоваться косынка багдади.

Аджарский наряд имеет несколько отличий в сравнении с традиционным грузинским комплектом предметов гардероба. Представительницы данной народности надевали красные или синие длинные рубахи, а также шаровары. Поверх них принято было носить платье яркой расцветки, но простого кроя и передник из шерсти. Лицо в обязательном порядке прикрывалось чадрой.

Детский

Детские предметы гардероба во многом схожи с взрослыми национальными костюмами, но немного проще, на них отсутствуют многочисленные декорирующие элементы и украшения. Дети активные и очень подвижные. Поэтому предметы гардероба у них несколько короче, и не столь многослойные. Помимо этого, уместно применение более ярких тонов.

Девочки надевали платья, но не столь роскошные, как взрослые женщины. На них присутствовали украшения и вышивка ручной работы. Уже с пятилетнего возраста малышки начинали заниматься рукоделием. До тринадцатилетнего возраста юбки у них могли быть короткими, доходить до центра голени. Запястья при этом оставались открытыми.

Одежда мальчиков изготавливалась по такому же принципу, что и взрослые национальные костюмы. Правда, декора на ней также было меньше. Чтобы обеспечить ребенку максимальный комфорт, чоху нередко делали более короткой. Она могла быть немного выше колен.

Головные уборы

Обязательным элементом национального костюма является грузинский головной убор. Самой популярной шапкой при этом по праву считается папаха. При ее изготовлении применяется каракуль или овчина. Нередко в таком аксессуаре даже прятали драгоценные украшения. Он обладает внушительным весом. Поэтому мужчина не мог наклонить голову. Снимать папаху запрещалось. Особым же позором считалась его утеря.

С учетом местности проживания и сословия выделить можно несколько других моделей головных уборов:

  • куди. Считаются одними из наиболее распространенных. Представляют собой компактные тюбетейки, украшенные народными узорами;

  • хеврусимская шапочка. Вязаный головной убор, при создании которого применяется шерсть. В качестве декора выступают национальные орнаменты;
  • сванский аксессуар. Создается из войлока. Обеспечивает защиту от холода и солнечных лучей. Декорируется с помощью тесемок;
  • кахетинский. Известен как кахури. Обладает белоснежной или черной расцветкой, выполняется из шерсти;
  • папанаки. Представляет собой прямоугольный или круглый войлочный головной. Украшением папанаки выступает тесемка или вышивка.

В зимний период среди мужчин были востребованы кабалахи. Это аксессуары в форме конуса. Их изготавливают из шерсти. В качестве декора выступает кисточка, которая фиксируется на конце своеобразного конуса. Концы у калабахи достаточно длинные, они свисают и прикрывают шею. Еще одной его разновидностью считается башлык, представляющий собой своеобразный капюшон.

Женских грузинских головных уборов также существует немало. Еще до начала двадцатого столетия грузинки обязательно прикрывали лицо. Самым легким женским аксессуаром считается чихтикопи. Это компактный ободок, декорированный вышивкой и бисера. На этот аксессуар принято было надевать вуаль лечаки. Полученный в итоге головной убор, состоящий из нескольких слоев, называли тавхурва. Иногда с целью фиксации вуали применялся простой ободок. Поверх него повязывалась багдади. При использовании этой косынки лицо оказывалось закрыто практически полностью. Помимо этого, женщинам при выходе на улицу нужно было накидывать на себя объемное покрывало, прикрывающее тело.

Головные уборы

Головной убор является обязательной составляющей грузинского костюма. Самая известная мужская шапка – это папаха. Она делалась из овчины или каракуля. Часто в ней прятали драгоценности. Папаха была тяжелой, что не позволяло мужчине наклонять голову. Ее нельзя было снимать, а особенно позорным было потерять.

В зависимости от сословия и местности, существовали и другие головные уборы:

  1. Наиболее распространенными были куди – небольшие шапочки-тюбетейки, которые украшали национальным орнаментом.
  2. Хеврусимская шапка вяжется из шерсти, а украшается традиционными узорами.
  3. Сванский головной убор изготавливается из войлока. Он защищает не только от холода, но и от солнца. Его украшали тесьмой.
  4. Кахетинская грузинская шапка называется кахури. Она черного или белого цвета, а делается из шерсти.
  5. Папанаки – это круглая или прямоугольная шапочка из войлока, украшенная вышивкой и тесьмой.

Кроме того, в холодное время года мужчины носили кабалахи. Это головной убор в виде конуса. Его делают из шерсти, на конце украшают кистью. У калабахи длинные свисающие концы, закрывающие шею. Разновидностью ее является башлык – капюшон.

У женщин тоже были разные головные уборы. До начала XX века было принято также закрывать лицо. Самая легкая шапочка для девушек – чихтикопи. Это небольшой ободок, украшенный бисером и вышивкой. На него надевалась вуаль – лечаки. Такой многослойный головной убор назывался тавхурва. Иногда вуаль крепили простым ободком, а сверху повязывали косынку багдади. Она почти полностью закрывала лицо. Кроме того, при выходе на улицу женщина должна была накинуть большое покрывало, которое закрывало все ее тело.

Мужская кавказская шапка из овчины

Речь пойдёт о папахе.

Справка! Слово пришло из тюркских наречий, «папах» (правильный вариант названия) означает «шапка». Иногда её называют трухменкой.

Из статьи в Большой Советской энциклопедии можно почерпнуть сведения об истории этого самобытного головного убора:

  • долгое время шапки у кавказских народов шились из ткани, войлока, меха;
  • в XVIII веке папаху носили не только мужчины, она была и в женском гардеробе;
  • с начала XIX века военные, базировавшиеся на Северном Кавказе, ввели её в состав своего обмундирования;
  • с середины XIX века высокая меховая шапка официально становится зимним головным убором в казачьих войсках;
  • перед Великой Отечественной войной привилегия носить каракулевую папаху отдавалась высшему офицерскому составу Красной Армии, начиная с генерал-майора и выше;
  • во время войны к этому списку были добавлены полковники всех родов войск.

Грузинская шапка из овчины

Папаха

Кавказский мужчина, уважавший себя, всегда носил головной убор. Чаще всего им являлась папаха. Мужчина в ней всегда выглядел гордо и благородно.

Важно! Эта шапка универсальна: в ней летом не жарко, а зимой не холодно. Она покроена таким образом, что прямо-таки заставляет держать спину прямо.

Сырьём для изготовления служит шерсть барана, овцы или козы. Особые экземпляры шились из шкуры ягнят.

Трухменки подразделяются на следующие виды:

  • Каракулевые – самые качественные и дорогие. Шьются из каракульчи, меха не родившихся ягнят, и каракуля, меха новорождённых барашков. Это самый желанный подарок для любого кавказца. Он обозначает статусность и уважение окружающих.
  • Чабанские – распространённый кавказский головной убор, называемый иногда «народной шапкой». Он пошит из косматой овчины, завитки её могут спускаться на лоб и скрывать глаза. Удобен на выпасе (не холодно и не жарко) и в случае необходимости справится с ролью подушки.
  • Казачьи – донышко имеет тканевую основу, красную или синюю, с белым крестом, символизирующим православие. Готовясь к бою, воины вкладывали в карман донца стальную пластину — тумак, который защищал от сабельного удара. Популярны среди кубанских и терских казаков.

    Казачья папаха

Предназначение

Головной убор для мужчины всегда являлся особой гордостью. В гардеробе кавказцев может быть не одна трухменка. Хранились меховые шапки бережно обёрнутыми чистой тканью и передавались от поколения к поколению. Обычно для каждого мероприятия была своя:

  • на каждый день — тёмная или бурая;
  • для свадебного торжества и праздников — белая;
  • для похоронного обряда — чёрная.

Несколько интересных фактов о традициях кавказских народов, связанных с папахой.

  • Выйти из дома без головного убора считалось недопустимым, а появление на свадьбе с непокрытой головой являлось высшим неуважением к молодожёнам и всем присутствующим.
  • Молодые люди часто оригинальным образом делали предложения девушкам: они забрасывали шапку в открытое окно. Если папаха возвращалась, это означало отказ.
  • Головной убор не должен был покидать голову, пока она цела. Об этом есть народные поговорки и пословицы.
  • Трухменка не снималась даже просителем, кроме случаев просьбы прекращения кровной мести или войны.
  • Кинутая в пылу спора, она означала последний аргумент – хозяин был уверен в своей правоте.

Важно! Говорят, что папаха служит сейфом. Не стоит проверять – сбитый головной убор считается у кавказцев оскорблением.

Традиционная обувь

Обувь в Грузии тоже различалась по сословиям, географическому положению, достатку. Например, в горных районах носили читеби. Это вязаные носки с подошвой из меха. Причем мех был наружу, чтобы ноги не скользили.

В городах основной традиционной обувью у грузин были коши. Это туфли с загнутыми вверх носами без задника. Для женщин их шили из бархата, у них были высокие каблуки. Зимой надевались ичиги – сапоги на меху. Их делали из кожи, отличительной особенностью был мягкий носок. Богатые мужчины носили мести или цаги – высокие кожаные сапоги. Их часто украшали драгоценными камнями.

Среди бедного сословия были распространены ботинки каламани. Их носили женщины и мужчины. Летом их плели из полосок войлока или кожи, а зимой делали из целого куска этих материалов и перетягивали веревочками. Горожане среднего достатка носили пачули из мягкой кожи.

Праздничная национальная одежда

Праздничные одежды отличались богатством украшений, даже бедные сословия на свадьбу старались лучше украсить наряд. Одежда жениха была простой: белая рубашка, традиционные штаны и чоха. Но использовались для этого дорогие ткани: сатин, атлас, кашемир, сукно. Сверху надевался плащ, расшитый золотом. Обязательным атрибутом был пояс, украшенный вышивкой, а также имеющий кольцо для кинжала.

Наряд невесты был полностью белого цвета. Его шили из атласа или шелка. Обязательным элементом были широкие длинные рукава. Для удобства они создавались двойными: верхние разрезанные, открывали руку до локтя, но под ними тоже был рукав, так как оголять кожу не позволялось.

Платья невесты имели традиционный крой, но были более богато украшены. Их обязательно расшивали шелковой, золотой или серебряной нитью, бисером. Широкий пояс тоже отделывался вышивкой. На голове женщины была бархатная шапочка и кружевная фата.

Материалы, аксессуары и декор

Шили традиционную одежду из натуральных материалов. Чаще всего это сатин, атлас, у бедных больше распространен был обычный холст и шерсть. Богатые использовали привозные ткани: шелк, бархат. Для зимней одежды использовали сукно, кашемир, натуральные меха.

В национальных грузинских костюмах есть особенности не только по крою одежды. Они имели много украшений и аксессуаров, что являлось обязательным для мужских и женских одежд:

  • головной убор прикрывал волосы, а в женском варианте еще шею и лицо;
  • пояс у женщин был широким, длинным, украшенным вышивкой, а в мужском костюме на нем обязательно были подвязки для оружия;
  • вся одежда украшалась тесьмой, вышивкой;
  • в ней сочетались разные фактуры, присутствовал мех и кожа;
  • длинные рукава часто делались разрезными.

Женщины украшали себя бусами или серьгами из кораллов, жемчуга или янтаря. Макияжа почти не было, но обязательно чернили брови и румянили щеки.

Отличительной особенностью мужской одежды является наличие особых карманов на груди, которые называются газырницы – небольшие отделения для патронов.

Этнические грузинские мотивы в современной моде

Сейчас Грузия возрождает немного забытые традиции одежды. Причем интерес к ее национальным костюмам растет во всем мире. Особенно востребована традиционная чоха. Люди в этой одежде ходят не только на национальные праздники. Ее надевают на любое торжественное мероприятие. А свадьба и сейчас в Грузии проводится только в национальных нарядах.

Различные их элементы, особенности кроя, аксессуары до сих пор используются при пошиве даже современной одежды. В Грузии придерживаются традиций в цветах, украшении предметов гардероба. Распространены черные, серые и белые одежды, популярна ручная вышивка. Если в городах уже редко встретишь традиционные наряды, то в горных районах мужчины до сих пор носят папахи и чоху, а женщины длинные платья.

Национальная одежда – это отражение истории и обычаев народа. Те, кому дороги эти понятия, ценят ее. В Грузии не теряют связи со своими традициями, поэтому не забывают особенностей костюма, используя его элементы на праздниках и даже в повседневной жизни.

Папаха в современности

Сейчас на все вопросы мы ищем ответ в интернете. Попробуйте забить в гугл «папаха» — вы увидите множество предложений о продаже этого головного убора. Им наполнены несколько интернет-магазинов, предлагающих меховые шапки чёрного, белого, коричневого, серого цветов. Как известно, спрос рождает предложение. Раз есть такое щедрое предложение, значит, в наше время папахи тоже пользуются популярностью.

Кто же покупает такие шапки и для кого кавказские мастера шьют головные уборы, каждый из которых является эксклюзивным?

  • Прежде всего, это актёры национальных песенных и танцевальных коллективов.
  • Мужчины из горских селений, до сих пор поддерживающие традиции предков, тоже покупают и носят папахи.
  • Генералы и полковники российской армии продолжают носить папахи из разных видов каракуля.

Некоторые известные кавказцы тоже занимаются популяризацией национального головного убора.

  • Махмуд Эсамбаев, танцовщик, солист Большого театра, Народный артист СССР, до конца своих дней не снимал каракулевую трухменку, находясь в ней даже на заседаниях Верховного Совета. Исключение делал только для театральных постановок.
  • Хабиб Нурмагомедов, российский борец, который является действующим чемпионом UFC, много лет подряд на публичных мероприятиях показывается в папахе. Даже на ринг он поднимается в национальном головном уборе, пренебрегая просьбами спортивных корпораций о рекламе их продукции. Хабиб гордо отвечает, что перед боем будет носить шапку своих предков. После одной из его громких побед в октябре 2021 года спрос на них поднялся в 16 раз.

Хабиб Нурмагомедов в папахе

Модные женские шапки из песца, чернобурки или другого меха с высокой тульей и плоским круглым дном называются кубанки, что является вариантом трухменки и скроено по её подобию. Кубанка также время от времени появляется и в мужском гардеробе. Одно из модных поветрий – светлая каракулевая шапка. Вязальщицы имитируют фасон плотной фактурной вязкой.

Мужчины и женщины смотрятся в папахах очень интересно и современно. Эта шапка на все времена – придавая рост и формируя гордую осанку, она всегда будет оставаться в моде.

Как стирать берет из шерсти

Выкройка шапки «с ушками»

Ссылка на основную публикацию
Похожее